РУС БЕЛ ENG

«Роль семьи и школы в самоопределении учащихся»

Заседание родительского университета в IX «А» классе

«Роль семьи и школы в самоопределении учащихся»

(для родителей и учащихся IX «А» класса)

Селиханович Наталья Владимировна

классный руководитель IX «А» класса

 ГУО «Средняя школа   № 21 г.Орши»;

Цель: оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности; создание условий для развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к адаптации и самореализации в обществе; формирование мотивации родителей к решению проблемы профессионального самоопределения их детей.

Задачи:

  • создавать условия для осознанного профессионального самоопределения учащихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, потребностями общества, формирование способности к социально-профессиональной адаптации в обществе;
  • расширить степень информированности родителей по проблеме
  • профессионального выбора их детей;
  • предоставить возможность учащимся выполнить серию различных проб в системах «человек — техника», «человек — природа», «человек — знак», «человек — образ», «человек — человек» и способствовать получению представлений о своих возможностях и предпочтениях;
  • способствовать проектированию учащимися своих жизненных и профессиональных планов, идеалов будущей профессии и возможных моделей достижения высокой квалификации в ней.

 Основная часть:

Постановка проблемы: В настоящее время социально-экономическое состояние общества обуславливает развитие рыночных отношений не только в сфере экономики, но и в сфере труда и занятости. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда. Для того чтобы не оказаться в подобной ситуации молодой человек должен ориентироваться в ситуации на рынке труда, быть конкурентоспособным и гибким в принятии разного рода решений, уметь представить себя в более выгодном свете работодателю, а для этого необходимо адекватно оценивать свои личные особенности, способности, возможности и потребности, а также иметь четкое представление о своих профессиональных и жизненных планах.

В связи с этим важной составляющей работы с учащимися является

диагностика их склонностей, личностных качеств, способностей и интересов, которая поможет учащимся раскрыть и лучше узнать самого себя, что облегчит им непростую задачу профессионального самоопределения.

Всем известно, что работающий человек тратит на сон 1/3 своей жизни, на работу - 1/3 и еще 1/3 часть на проведение времени по своему усмотрению. Если человек сделал ошибку в выборе профессии, потерял время на учебу, затем пошел на работу (которая, как окажется, будет со временем тяготить, утомлять, морально изнурять), со временем его багаж пополнят отрицательные эмоции, влияющие на здоровье, и ощущение социальной значимости и важности уйдет. Тогда придется большую часть свободного времени тратить на лекарства, больницы, врачей, а не на свою семью, путешествия, хобби, встречи и т.д., которые заряжают человека положительной энергией, дарят ему радость [2, ст. 17].

Старший подростковый возраст – время, когда учащийся 9-го класса серьезно рассматривает вопрос о профессиональном самоопределении. 9-ый класс – время, когда необходимо приложить все усилия, чтобы понять, где тебе будет интересно работать, где ты будешь полезен обществу. Или хотя бы определиться в какой профессиональной сфере ты сможешь себя проявить [3, ст. 9].

Профориентационная работа в школе проходит через все ступени обучения. Это проведение классных часов с участием родителей различных профессий и рассказами об их специальностях. Экскурсии на предприятия, встречи с интересными людьми, недели профориентации в школе, знакомство с профессиями на уроках по разным предметам,  посещение кружков, секций, как в школе, так и за ее пределами. Это и дни открытых дверей в различных профессиональных учебных учреждениях, и ярмарки вакансий, куда съезжаются лицеи, колледжи.

Например, наш класс в этом учебном году в первой четверти посетил Оршанский медицинский колледж, Оршанский педагогический колледж, где ребята смогли познакомится с профессиями по которым готовят в этих учреждениях образования. Посещение таких учреждений образования позволяет понять учащимся в каком направлении им стоит думать о будущей профессии и помогает самоопределиться в дальнейшем. В прошлом 2021/2022 учебном году учащиеся посещали кружок «Военная история Беларуси» от ГУДО Центр физической культуры, туризма и краеведения, в рамках которого была предусмотрена профориентация школьников. Мы посетили некоторые предприятия нашего города и ознакомились с условиями работы на них, заработной платой трудящихся, профессиями и изготовляемой продукцией. Так мы посетили станкозавод «Красный борец», «Оршанский льнокомбинат», вагонное депо станции Орша.

Выбирая будущую профессию, старшеклассник, как правило, делает упор на свои интересы, склонности, не учитывая при этом собственной адекватности требованиям той или иной сферы профессиональной деятельности: наличия психофизиологических возможностей, интеллектуального потенциала, профессионально значимых качеств личности.

Сделать личностный выбор в профессиональном самоопределении – задача не из лёгких. Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека», поскольку от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависят общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворённость работой, физическое и психическое здоровье, радость и счастье.

Для очень многих ситуация выбора оказывается стрессовой. Причины этого кроются в том, что, с одной стороны, человеку страшно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой – он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям.

Выбор профессии – это оптимальное решение задачи, причем задачи со многими неизвестными, а иногда – приближенными, неверными данными. Поэтому не исключена ошибка. Но чем серьезнее вы отнесетесь к задаче, тем меньше будет вероятность ошибки, тем скорее вы достигните цели.

Первое, что надо решить – это какой путь избрать после 9 класса: продолжать общее образование в старшей школе или профессиональных учреждениях.

Если ваш ребенок решил продолжить обучение в 10 – 11 классах, необходимо задуматься о выборе профиля обучения. Подойти к данному выбору следует очень ответственно. Учесть не только отметки ребенка (по профильному предмету от семи баллов и выше), но и интересы, склонности подростка. При выборе профиля необходимо ориентироваться на будущее: определение специальности, подготовку к сдаче централизованного тестирования, поступление в ВУЗы.

Если ваш ребенок решил продолжить обучение в профессиональных учреждениях, то в этой части выбора определяющим является фактор «надо». В сегодняшних социально-экономических условиях первостепенное значение имеют:

  • социальный заказ, положение на рынке труда;
  • уровень материального обеспечения семьи;
  • возможности получения помощи в обучении;
  • условия оплаты труда в данной сфере;
  • местная инфраструктура профессионального образования.

Вторая часть задачи – выбрать ту профессию и специальность, которую ваш ребенок хочет, определить ее тип, класс, отдел «я – хочу».

И третья часть выбора – учесть свои возможности «Я – могу»:

  • интересы, склонности;
  • успехи в учебе и потенциальные способности;
  • свои сильные и слабые стороны;
  • состояние здоровья.

Итак, сознательный выбор профессии основывается:

  • на знаниях о мире профессий;
  • на знаниях о выбираемой конкретной специальности;
  • на изучении своих интересов;
  • на изучении своих способностей;
  • на знании своих сильных и слабых качеств;
  • на состоянии своего здоровья;
  • на учете ситуации, на рынке труда;
  • на учете материальных условий семьи.

Степень влияния родителей на профессиональный выбор ребенка колоссальна. Причем это влияние не обязательно выражается в форме конкретного совета или указания. Часто оно носит опосредованный (косвенный) характер: мимоходом высказанное мнение, личный профессиональный пример, отношение к каким-то конкретным профессиям и взаимоотношения с людьми как представителями профессий и многое другое.

Кроме того, многим подросткам трудно из-за робости и отсутствия необходимых навыков сделать какие-то конкретные действия, и в этом помощь родителей может быть незаменима.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что предпринять, если ребёнок вообще не знает, чего хочет?
  2. Каковы главные ошибки при выборе профессии?
  3. Что предпринять, если родителям не нравится выбор ребёнка?
  4. Какова эффективность тестов на определение будущей профессии?

Методические указания.

Предварительное проведение анкетирования.

Анкета для учащихся.

  1. Есть ли у Вас увлечение, хобби?
  2. Имеется ли у Вас информация о мире профессий (полная, недостаточная, отсутствует).
  3. Выбрали ли Вы профессию?
  4. Что повлияло на выбор профессии?
  5. Знаете ли Вы, какие учебные заведения готовят специалистов данного профиля?
  6. Что Вы предпринимаете для осуществления Ваших профессиональных планов?
  7. Согласны ли родители с Вашим выбором?

Озвучивание результатов анкетирования учащихся.

 

Анкета для родителей «Моя роль в подготовке ребенка к выбору профессии».

Эта анкета помогает определить степень участия родителей в подготовке детей к труду и выбору профессии.

ИНСТРУКЦИЯ. Ниже приведен ряд суждений. Анализ своего отношения к ним поможет Вам оценить свое участие в профессиональной ориентации Вашего ребенка. Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если Вы считаете, что оно соответствует Вашим взглядам, то ответьте «да»; если не соответствует, то «нет».

  1. Я часто рассказываю дома о своей профессии, успехах и трудностях на работе.
  2. Мы с ребенком часто обсуждаем прочитанные им книги, бываем в музеях, на выставках.
  3. Я не знаю, имеет ли какое-нибудь общественное поручение мой сын (дочь).
  4. Мой ребенок хорошо знает, где и кем я работаю.
  5. У меня нет свободного времени, чтобы обсуждать со своим ребенком его интересы и увлечения.
  6. Я никогда бы не выступил(а) с рассказом о своей профессии и работе перед классом, в котором учится мой сын (дочь).
  7. Я думаю, что кем бы ни стал в будущем мой ребенок, общетрудовые навыки, полученные им в школе и дома, пригодятся в жизни.
  8. Большую радость и мне, и моему ребенку приносит совместное выполнение трудовых обязанностей дома.
  9. Моя работа не настолько интересна по содержанию, чтобы я рассказывал(а) о ней своему ребенку.
  10. Если в школе будет организован летний лагерь труда и отдыха, мой ребенок обязательно туда поедет.
  11. Я стараюсь, чтобы сын (дочь) имел(а) дома постоянное поручение (мытье посуды, покупка продуктов и т.п.).
  12. Я не хочу советовать своему ребенку, чем заниматься в жизни, потому что он должен решить этот вопрос самостоятельно.
  13. Мне кажется, что заставлять сына (дочь) участвовать в работе по дому не нужно, он(а) еще успеет в жизни наработаться.
  14. Я знаю, какие учебные предметы больше всего нравятся моему ребенку, а какие нет.
  15. Я считаю, что можно наказывать трудом за проступок и поощрять деньгами за хорошо выполненное поручение.
  16. Я думаю, что участие в общественных делах поможет моему ребенку проявить свои способности.

Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл.

Ключ:

«да» 1, 2, 4, 7, 8, 10, 11, 14, 16;

«нет» 3, 5, 6, 8, 12, 13, 15.

Суммируйте полученные баллы.

Если сумма их находится в пределах:

12-16 можно сделать вывод, что Вы стремитесь активно научить ребенка полезным трудовым умениям и навыкам, помогаете проявить свои интересы, склонности, способности, расширяете его кругозор;

8-11 Вы понимаете важность семейного воспитания в подготовке школьников к труду, однако у Вас есть резервы для более активного участия в трудовом воспитании своего ребенка;

4-7 этот результат говорит о том, что Вы не очень много внимания уделяете трудовому воспитанию сына (дочери) и подготовке его к будущей профессии. Следует помнить, что Вашего ребенка ждет впереди нелегкая учеба, работа, и надо сейчас научить его преодолевать трудности, заинтересовать предстоящим трудом;

0-3 у Вас мало свободного времени, или Вы не уверены, что сможете в чем-то помочь своему ребенку, поэтому относитесь к воспитанию в семье не очень серьезно. Однако ребенок нуждается в Вашем участии и внимании. В будущем он может столкнуться с серьезными затруднениями в профессиональном обучении и трудовой деятельности. Поддержите своего ребенка в учебе, общественной работе, домашних делах.

Обсуждение результатов анкетирования родителей.

Анализ и обсуждение памятки.

Как помочь своему ребенку в выборе профессии (памятка для родителей).

В «Памятке для родителей» представлена информация по каждому из ключевых этапов профессионального выбора и рекомендации родителям, желающим оказать своему ребенку посильную помощь в решении вопроса «Кем стать?».

1 этап: Принятие решения о выборе профессии.

Важнейшая задача этого этапа – помочь ребенку разобраться в своих профессиональных интересах и склонностях, сильных и слабых сторонах своей личности. На этом этапе подросток особенно нуждается в поддержке и одобрении со стороны родителей, это помогает ему обрести уверенность в себе. Оказывая помощь подростку в выборе профессии, нужно помочь ему избежать типичных ошибок. Знание их оградит молодого человека от лишних или неверных шагов, сэкономит время и поможет получить наиболее подходящую для него профессию.

2 этап: Выбор учреждения образования.

Итак, после серьезных раздумий и совместных обсуждений профессия выбрана. Следующий шаг – знакомство со структурой учебных заведений города, республики уровнем получаемого в них образования, вступительными экзаменами. В этом вам могут помочь информационные справочники для абитуриентов, Дни открытых дверей, ежегодно организуемые учебными заведениями. 

3 этап: Поступление в учебное заведение.

Когда вся необходимая информация собрана, шансы оценены, окончательное решение принято, начинается один из самых ответственных моментов – экзаменационная пора. Чем родители могут быть полезны своему ребенку в этот важный период?

Во-первых, абсолютной верой в его силы, возможности и способности. Вместо того, чтобы акцентировать внимание на сложностях и повышенной ответственности экзаменов, необходимо сосредоточиться на позитивных моментах подготовки: возможности систематизировать знания, сделать понятными неясные вопросы и т.п.

Во-вторых, в некоторых случаях полезно просто не мешать и не пытаться активно руководить процессом подготовки. Вовремя подготовленный ужин или совместная прогулка могут оказаться полезнее нравоучений. Поверьте, ваш ребенок осознает значимость ситуации ничуть не меньше, чем вы, так как он ответственен за ее исход.

В-третьих, если поступление в этом году не состоялось, не спешите обрушивать на голову ребенка поток своих сожалений и обвинений. Нужно совместно разобраться, в чем причина неудачи, где в подготовке было «слабое звено». Возможно, следует скорректировать планы?

Важно, чтобы ребенок был уверен в том, что неудача не умаляет его человеческого достоинства, а процесс подготовки можно совершенствовать и добиваться положительного результата.

4 этап: Подготовка будущего профессионала.

Итак, необходимый результат достигнут, и ребенок стал учащимся (студентом, курсантом). Начало процесса обучения – это начало самого важного этапа – подготовки будущего профессионала, который должен быть готов выдержать острую конкуренцию за право получения хорошей работы.

Сформировать четкое представление о работе, которую хотел бы получить молодой человек, поможет совместный анализ его предпочтений, который полезно проводить на протяжении всего периода обучения студента. Какие предметы и спецкурсы вызывают наибольший интерес? Какие аспекты изучаемых дисциплин привлекают повышенное внимание – теоретические, исследовательские, прикладные?

К моменту окончания учреждения образования молодой человек должен сформировать четкие цели поиска работы и представление о том, как они могут быть реализованы, какие дополнительные навыки он должен для этого получить, какие умения развить, какие профессионально важные качества приобрести. В этом поиске родители – самые надежные и верные помощники!

     В первой четверти 2022/2023 учебного года мы с ребятами провели тест по методике академика Климова.

Тест на профориентацию для подростков по методике

академика Климова

Во время прохождения этого теста подростку предлагается 20 пар видов

деятельности, из которых испытуемый должен выбрать вариант, который ему ближе. Ребенок не должен слишком долго думать, отвечать необходимо как можно быстрее.

Перед началом тестирования юноше или девушке задают только один вопрос: «Если бы ты обладал соответствующими знаниями и навыками, какую бы работу из двух предложенных ты выбрал?». Парные утверждения в опроснике Климова выглядят так:

 1а. Ухаживать за животными или 1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать);

 2а. Помогать больным или 2б. Составлять таблицы, схемы, программы для

вычислительных машин;

 За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок или 3б. Следить за состоянием, развитием растений;

 4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) или 4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать;

 5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи или 5б. Обсуждать

художественные книги (или пьесы, концерты);

 6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) или 6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных);

 7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные

инструменты) или 7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или

транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.;

 8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) или 8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов);

 9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище или 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках;

 10а. Лечить животных или 10б. Выполнять вычисления, расчеты;

 11а. Выводить новые сорта растений или 11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.);

 12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять или 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок);

 13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности или 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов;

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты или 14б.

Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.;

 15а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. или 156. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые);

 16а. Делать лабораторные анализы в больнице или 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение;

 17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий или 17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов;

 18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи,

экскурсии, туристические походы и т.п. или 18б. Играть на сцене, принимать

участие в концертах;

 19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания или 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты;

 20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада или 20б.

Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной

машине и др.).

Результаты теста сравниваются с ключом, после чего ребенок получает по одному баллу за каждое совпадение:

  1. Человек-природа: 1а, 3б, 6а, 10а, 11а, 13б, 16а, 20а.
  2. Человек-техника: 1б, 4а, 7б, 9а, 11б, 14а, 17б, 19а.
  3. Человек-человек: 2а, 4б, 6б, 8а, 12а, 14б, 16б, 18а.
  4. Человек-знаковая система: 2б, 5а, 9б, 10б, 12б,15а, 19б, 20б.
  5. Человек-художественный образ: 3а, 5б, 7а, 8б, 13а, 15б, 17а, 18б.

В зависимости от того, какая группа преобладает в ответах ребенка, он может

сделать выбор профессии, которая будет приносить ему максимальное

удовлетворение:

 ребята, получившие больше всего баллов по шкале «человек-природа», могут выполнять любую деятельность, связанную с животным и растительным миром. Предпочтительными профессиями для таких девочек и мальчиков являются: агроном, зоотехник, птицевод, микробиолог, ветеринар, садовод;

 те дети, у которых больше всего совпадений с ключом «человек-техника», должны выбрать техническую профессию, например, инженер, конструктор, наладчик, регулировщик;

 мальчики и девочки, выбравшие больше всего утверждений из группы «человек-человек», могут выбрать профессию врача, учителя, воспитателя, парикмахера, психолога, юриста, экскурсовода и другие виды аналогичных работ;

 подростки, которые выбирали варианты ответов из категории «человек-знаковая система», могут работать с цифрами, знаками, буквами и так далее. Лучший выбор профессии для них – корректор, наборщик, переводчик, бухгалтер, сметчик;

 наконец, те ребята, которые отдали предпочтение ответам из группы «человек-художественный образ», должны выбрать творческую профессию – художник, писатель, музыкант и так далее.

         В итоге из 22 учащихся в IX «А» классе определились:

Ф.И.О.

ученика

 

Человек -

природа

 

Человек -

техника

 

Человек -

Человек

 

Человек –

знаковая

система

 

Человек –

художественный

образ

 

Итого

3

8

5

4

2

Подведение итогов:

Обсуждение  стихотворения.

 Странное дело, а может быть, нет.

Жил был когда-то на свете художник

Был он художником 45 лет,

Но про него говорили – сапожник.

Странное дело, а может быть, нет

Жил был на свете когда-то сапожник.

Был он сапожником 70 лет,

Но про него говорили – художник.

Рефлексия.

Учащимся и их родителям предлагается выразить свои мысли о путях выбора профессии.