РУС БЕЛ ENG

Советы психолога

СУИЦИД КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА Это крайне опасное поведение, к которому приводит невозможность разрешения сложных жизненных ситуаций. Чаще проявлениям суицидального поведения подвержены молодые люди от 14 и до 16 лет, а также мужчины среднего возраста (40–50 лет). Среди женщин и студентов суицид встречается реже, но он чаще ведет к смерти. При этом только каждый пятый высказывает свои мысли вслух, что затрудняет предотвращение трагедии. У подростков страх перед смертью и восприятие ее формируется ближе к 18 годам. Поэтому суицид для детей не означает конец. Молодые люди не в состоянии оценивать жизнь. Неустойчивая психика, депрессивное поведение, чувство ненужности, ранняя половая жизнь, разочарование в семейных отношениях, отсутствие идеологии и цели зачастую приводят к непоправимым последствиям.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом. психологический смысл суицида чаще всего заключается в снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей оказывается человек.

 ПРИЧИНЫ ПРОЯВЛЕНИЯ СУИЦИДА

  1. Отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых.
  2. Резкое повышение общего ритма жизни.
  3. Социально-экономическая дестабилизация.
  4. Алкоголизм и наркомания среди родителей.
  5. Жестокое обращение с подростком, психологическое, физическое и сексуальное насилие.
  6. Алкоголизм и наркомания среди подростков.
  7. Неуверенность в завтрашнем дне.
  8. Отсутствие морально-этических ценностей.
  9. Потеря смысла жизни.
  10. Низкая самооценка, трудности в самоопределении.
  11. Бедность эмоциональной и интеллектуальной жизни.
  12. Безответная влюбленность.

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕПРЕССИИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

  1. Сниженное настроение – от лёгкой грусти до полного отчаяния. Может наблюдаться печаль, тоска, апатия (безразличие, снижение активности), чувство душевной боли. Проявляется это в грустном выражении лица, частых глубоких вздохах, пессимистичных высказываниях. 2. Нарушение сна (затрудненное засыпание, ночные или ранние пробуждения, чуткий, прерывистый сон, либо, очень глубокий). 3.Повышенная утомляемость. 4. Повышенный уровень тревоги, беспокойства. 5.  Возможно повышение агрессивных реакций – конфликтность. Раздражительность. Вспыльчивость. 6. Снижение иммунитета. 7. Снижение памяти, работоспособности. Нарушение внимания. Снижение умственных способностей. 8. Погруженность в печальные переживания, сниженная самооценка, пессимистическое восприятие будущего.

Причины данного расстройства неоднородны. Лечение, как правило, назначает психотерапевт или психиатр как амбулаторное, так и в стационарное.

ЧТО МОЖЕТ УДЕРЖАТЬ ПОДРОСТКА ОТ СУИЦИДА

  1. Установите заботливые взаимоотношения с ребенком. 2. Будьте внимательным слушателем. 3. Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации. 4. Помогите определить источник психического дискомфорта. 5. Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно. 6. Помогите ребенку осознать его личностные ресурсы. 7. Окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее. 8. Внимательно выслушайте подростка!

ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ, ЕСЛИ ОНИ ОБНАРУЖИЛИ ОПАСНОСТЬ?

  1. Если вы увидели хотя бы один из перечисленных выше признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание своему подростку и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Даже, если ваш сын или дочь отказываются от помощи, уделяйте ему больше внимания, чем обычно. 2. Обратитесь к специалисту самостоятельно или с ребенком.

СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПОДРОСТКОВЫХ СУИЦИДОВ

  1. Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей. 2. Помогайте своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним. 3. Любые стоящие положительные начинания молодых людей одобряйте словом и делом. 4. Больше любите своих подрастающих детей, будьте внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними. 5. Сохраняйте контакт со своим ребенком.Важно постоянно общаться с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей.

Для этого:

—  расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым;

—  придя домой после работы, не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так. Проявите к нему интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы. Замечание, сделанное с порога, и замечание, сделанное в контексте заинтересованного общения, будут звучать по-разному;

—  помните, что авторитарный стиль воспитания для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть, агрессию, направленную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договоренностей. Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета. Если же ребенок продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и вас, и его.

Самое главное, надо научиться принимать своих детей такими, какие они есть. Ведь это мы, родители, формируя отношения, помогаем ребенку в его развитии.

«Что посеешь, то и пожмешь!» - гласит народная мудрость.

От заботливого, любящего человека, находящегося рядом в трудную минуту, зависит многое. Он может спасти жизнь.

Совет родителям прост и доступен: Любите своих детей, будьте искренни и честны в своём отношении к своим детям и к самим себе.

Неадекватные родительские установки, унижения, угрозы, желание «переломить» заставляют ребенка жертвовать своими чувствами в угоду ожиданиям родителей. В большинстве случаев у человека, который в детстве подвергался эмоциональному насилию, есть два варианта жизненного сценария: стать потенциальной жертвой или взять на себя роль «силы» и угнетать более слабых, в том числе и своих детей.

Основные виды эмоционального и психологического насилия над детьми:

  • Угрозы, запугивание, шантаж. Угроза отобрать или выкинуть любимую игрушку, запугивание предстоящим наказанием — все это психологическое насилие. Подвергаясь подобному давлению, ребенок теряет чувство защищенности — у него больше нет безопасного места, где он ощущал бы любовь и поддержку. В связи с этим развивается чувство страха быть наказанным за малейшую оплошность или непослушание.
  • Игнорирование, отчужденность. Это, пожалуй, одна из самых жестоких форм эмоционального насилия. Ребенку очень важно чувствовать любовь папы и мамы. И когда родитель его демонстративно игнорирует — не разговаривает, отворачивается или даже отталкивает, отказывается обнимать и целовать — испытывает сильнейший стресс. Он чувствует себя брошенным, ненужным и нелюбимым, и для маленького беззащитного человечка это становится настоящей трагедией.
  • Сравнение с другими детьми, требования, несоответствующие возрасту или возможностям ребенка. Попытки родителей стимулировать свое чадо к достижениям через сравнение с другими детьми — не лучший способ воспитания. Такой подход в большинстве случаев заставляет ребенка почувствовать себя никчемным и опять же ненужным. Ему кажется, что он не достоин любви. Подобные чувства могут возникать у ребенка и в тех случаях, когда перед ним ставятся слишком сложные задачи. Так бывает, когда родители пытаются реализовать через ребенка несбывшиеся мечты, совершенно не учитывая его возраст, личные предпочтения, способности и желания.
  • Невыполнение обещаний, обман. Манипулирование желаниями ребенка, обман ожиданий – это еще одна форма эмоционального насилия. Многие взрослые не осознают этого, когда придумывают искусственные отговорки, чтобы не выполнять обещанное. Такое отношение развивает в ребенке чувство ненужности, поскольку никогда не учитываются его желания, и учит врать. С большой вероятностью ребенок, подрастая, будет применять эту манеру поведения в общении со своими сверстниками.
  • Высмеивание, унижение. Подчеркнутая демонстрация неловкости или неуклюжести ребенка, его неспособности справиться с простым, по мнению взрослых, заданием, наносит серьезную психологическую травму и понижает самооценку. Особенно травматичными являются прилюдные оскорбления. Такое обращение ломает неокрепшую психику ребенка и заставляет его чувствовать себя ущербным.
  • Изоляция ребенка. Запрет на прогулки, на общение с друзьями, отмена кружков и тренировок в качестве наказания – это тоже форма психологического давления. Даже если подобные действия аргументируются как защита от опасностей, они приводят к нарушению психоэмоционального развития ребенка: он теряет возможность приобрести навыки социального общения.
  • Гиперопека. Как ни странно, чрезмерная опека тоже представляет собой одну из форм эмоционального давления. Когда родители полностью лишают ребенка выбора, возможности знакомиться с окружающим миром путем проб и ошибок, принимать самостоятельные решения и проявлять инициативу, они практически подавляют его эмоциональное и психологическое развитие. В результате он становится взрослым, не приспособленным к самостоятельной жизни и полноценной реализации в социуме.

 

Последствия регулярного эмоционального насилия

Чтобы понять масштабы проблемы эмоционального и психологического насилия над детьми, достаточно обратиться к возможным последствиям такого воспитания. Картина вырисовывается совсем не утешительная:

  • заниженная самооценка;
  • отсутствие собственного мнения и подверженность постороннему влиянию;
  • неспособность принимать самостоятельные решения;
  • восприятие психологического насилия как нормы поведения;
  • озлобленность и жестокость по отношению к окружающим;
  • неумение выстраивать взаимоотношения во взрослой жизни;
  • постоянное состояние стресса, страх, ожидание унижений и предательства;
  • суицидные наклонности;
  • проявление жестокости и психологического насилия по отношению к более слабым;
  • склонность к уходу от реальности через зависимости (наркомания, алкоголизм, асоциальный образ жизни, преступная деятельность).

Как избежать эмоционального насилия?

Во-первых, требуется осознание проблемы. Взрослый человек должен прийти к пониманию, что его действия или слова подавляют ребенка, ломают, унижают. Но одного осознания будет недостаточно. Распространенный сценарий развития ситуации: родитель проявляет эмоциональное насилие (например, угрозы о наказании), потом испытывает искреннее раскаянье, даже просит у ребенка прощения и обещает так больше не делать. Но под влиянием стресса, плохого настроения или других факторов начинает вновь манипулировать угрозами. То есть регулярно повторяется схема — «насилие – раскаяние – насилие». Ребенок продолжает любить своих родителей, но в его жизни присутствует постоянный страх — так формируется личность жертвы.

 

Родителям рекомендуется взять на вооружение несколько достаточно простых, но очень важных правил поведения:

  • При каждом желании сорваться и накричать на ребенка, остановитесь и подумайте, что на самом деле стало причиной вашего гнева. Столь ли важна разбитая чашка, или на ваш срыв повлияли неприятности на работе или элементарная усталость?
  • Поощряйте любые успехи ребенка, даже незначительные. Речь идет именно об успехах.
  • Будьте внимательны к словам ребенка.  Если вам кажется, что он, рассказывая что-то, говорит бессмыслицу, не спешите обесценивать его рассказ, а постарайтесь понять.
  • Прислушивайтесь к желаниям и стремлениям ребенка. Это поможет определить его интересы и способности, развить их, что сделает ребенка счастливым.
  • Обязательно проявляйте свою любовь к ребенку. Обнимайте и целуйте его, говорите, как сильно его любите. Наказывая, объясняйте причину, но не объявляйте бойкот.
  • Следите за интонацией: для ребенка очень важно, как разговаривает с ним самый значимый человек.

Задача родителей — вырастить ребенка самостоятельным, всесторонне развитым, адаптированным и полезным для общества. Любая форма насилия негативно отражается на личностном развитии. Постарайтесь поставить себя на место ребенка и представить силу психологического воздействия. Это должно помочь вовремя остановиться, переосмыслить ситуацию и выстроить необходимую линию поведения.

 

ФАКТОРЫ,  ПРОВОЦИРУЮЩИЕ  АГРЕССИВНОСТЬ  У  РЕБЕНКА

 

        По результатам наблюдения за поведением ребенка в различных ситуациях, а также в процессе беседы с родителями и педагогами можно выявить круг причин или факторов, провоцирующих агрессивность. Основаниями для классификации детской агрессивности на виды  и причины могут служить следующие признаки:

  • Наследственно-характерологические:

- наследственно-конституциональная предрасположенность к агрессивному поведению;

- психопатоподобное, эпилептойдное, аффективно-возбудимое, конституционально обусловленное поведение родителей или родственников;

- наличие выраженной тревожности и гиперактивности у ребенка и др.

  • Резидально – органические:

- минимальная мозговая дисфункция;

- травмы головного мозга и т.п.

  • Социально – бытовые:

- неблагоприятные условия воспитания в семье, в школе;

- неадекватно-жесткий родительский контроль;

- враждебное или оскорбительное отношение к ребенку;

- конфликт между супругами;

- ситуации налаживания совместной деятельности, провоцирующие конфликт и агрессивность;

- необходимость соблюдения социальных норм поведения и взаимоотношений и пр.

  • Ситуационные:

- реактивность, или ответная агрессивность на присутствие новых взрослых или сверстников;

- чувствительность к оценке, осуждению, порицанию;

- введение ограничений в поведение ребенка (увеличение темпа или сложности деятельности, отрицательная оценка успешности выполнения заданий ребенком);

- новизна, увеличивающая тревогу, или привыкание, снижающее ответственность за агрессивное поведение в новой ситуации;

- нарастание утомления и пресыщения у ребенка и др.

Как  стимулировать  У  РЕБЁНКА  развитие

чувства собственного  Я

                                                   

- Слушать, признавать и принимать чувства ребенка.                                              

  - Относиться к нему с уважением. Принимать его таким, какой он есть.                 

- Использовать поощрения применительно к ситуации.                                       

- Быть честным с ребенком.       

- Использовать обращения, начинающиеся словом «Я», предпочтительней, чем начинающиеся словом «ты». «Я сойду с ума от грохота твоего магнитофона» лучше, чем «Ты достал меня своей музыкой!»                                         

- Делать только конкретные замечания; не использовать выражения типа «Ты всегда…» или «Ты никогда…».                                                                                           

 - Предоставить ребенку возможность брать на себя ответственность, быть независимым и иметь свободу выбора. Хотя ребенок нуждается в последовательности, правилах и контроле, ему еще необходимо жизненное пространство, в котором он может научиться управлять своей собственной жизнью.                                                                                                                                 - Следует привлекать ребенка к решению проблем и принятию решений, касающихся его собственной жизни, уважать его чувства, потребности желания, предложения, разумные решения.                                                                    

- Предоставлять ребенку возможность экспериментировать, удовлетворять свои интересы, проявлять или не проявлять свои творческие способности.                    

- Помнить о принципе неповторимости: ребенок прекрасен и изумителен в своей неповторимости, даже если его уникальность сильно отличается от вашей.                                                                                                                               

- Быть для ребенка хорошим примером: быть о себе достаточно высокого мнения, действовать исходя из своих интересов.                                                         

- Реализовать подход: ценить самого себя – это хорошо. Прекрасно испытывать чувство удовлетворения от своих достижений.                                                     

- Избегать назидательности, многочисленных «Ты должен бы…» и ненужных советов.                                                                                                                                     - Принимать ребенка всерьез, считаться с его суждениями.

 

 

Почему  дети  не  доверяют  взрослым?

 Во-первых, у взрослых есть свобода и возможность позволить себе всё: гулять, где угодно, когда угодно и сколько угодно; идти куда захочется – никто не остановит; покупать и есть всё, что только душа пожелает. С точки зрения детей, имея всё это, взрослые должны радоваться жизни, быть счастливыми, а вместо этого они почему-то злятся, сердятся, кричат из-за каких-то пустяков.

Во-вторых, взрослые не всё знают.  И если их спросить о чём-нибудь, они отвечают невпопад и лишь для того, чтобы отделаться. Часто нельзя понять, то ли они шутят, то ли говорят серьёзно, или об одном и том же говорят по-разному: один так ответит на вопрос, а второй совершенно по-другому.

В-третьих, взрослые не добрые и не справедливые, они только любят, чтобы всё делали по их желанию, подлизывались и льстили. Если они в хорошем настроении, то тогда всё можно – они всё прощают. Если у них настроение плохое, то ничего не разрешают, даже привычные вещи. Когда собираются вместе, они шутят и несправедливо дразнят детей.

В-четвёртых, взрослые постоянно говорят неправду: если играть головным убором и крутить его – заболит голова; если съесть много конфет – в животе заведутся черви; если не слушать маму – заберёт милиционер; а когда проходит тётенька-врач делать уколы, обещают, что не будет больно. И вообще, они часто не выполняют  своих  обещаний.

В-пятых, взрослые не искренни в своих чувствах: наедине говорят о людях плохо, а при встрече с ними чуть не в любви признаются…Говорят одно, а думают другое. Постоянно требуют: скажи правду, скажи правду, а когда скажешь, ругаются, сердятся, обижаются.

В-шестых, невозможно понять поведение взрослых.  (Отец сидел, склонившись над столом, а ребёнок радостно вбежал и потянул его за рукав, хотел рассказать про своё открытие, но папа повернулся и сделал такое сердитое выражение лица и отругал так, что ребёнок всё забыл и ушёл обратно эмоционально разбитым. Как он мог догадаться, что папа паяет тонкую деталь и, когда малыш дёрнул его за рукав, горячий паяльник задел папин палец?).

Я.Корчак пишет, что дети приобретают негативный опыт, если слышат опрометчивые высказывания в свой адрес; если несколько раз дать им понять, что их вопросы неуместны; если попытки что-то сделать самостоятельно – неудачны, если выдаются домашние секреты и т.п. Этот опыт заставляет детей относиться к взрослому как к прирученному дикому зверю, в поведении которого нельзя быть уверенным.      

ТЕЛЕВИЗОР/КОМПЬЮТЕР: ДРУГ  ИЛИ  ВРАГ???

     У некоторых (а может, и у вас тоже???) есть привычка много времени проводить у телевизора. Делаете ли домашнее задание, говорите по телефону – телевизор при этом включён. Знакомая ситуация?

   Если да, то её срочно нужно менять. Медики заметили, что люди, которые «живут» у телевизора, чаще болеют, менее общительны, подвержены приступам плохого настроения. Как сократить своё общение с телевизором?

     Попробуйте составить недельное расписание телевизионных передач, которые вам хотелось бы посмотреть. Лучше, если это будет одна передача (или фильм) в день.

  Не допускайте, чтобы телевизор вторгался во время, выделенное для сна. Не смотрите телевизор перед сном, это помешает хорошему крепкому отдыху.       

    Выделите один день в неделю, назвав его «день без телевидения».

     А теперь давайте разберёмся, вреден ли компьютер??? Говорят, что электромагнитное излучение компьютера опасно для здоровья. Такой опасности можно избежать, если пользоваться компьютером разумно. Излучение исходит от всех частей компьютера. И с торца монитора или системного блока оно гораздо выше, чем «с лица». Поэтому лучше компьютер устанавливать в углу комнаты.

       Сидеть перед экраном нужно так, чтобы линия взгляда совпадала с центром экрана.

       Не работайте за компьютером в тёмной комнате: перепад света вреден для глаз.

       Расстояние до монитора должно быть не менее 70 см.

    Что же касается времени, которое можно проводить у компьютера, то здесь рамки очень жёсткие – час, максимум полтора в день. Дольше сидеть за дисплеем вредно для здоровья.

   В помещении, где находится работающий компьютер, нужно как можно чаще проводить влажную уборку. Хорошо, если в комнате есть аквариум, или какая-нибудь ёмкость с водой.

 Не увлекайтесь компьютерными (виртуальными) играми. Опасность возникает тогда, когда интерес к таким игрушкам превращается в зависимость.

  Вот такие нехитрые советы, как дружить с нашими помощниками – телевизором и компьютером.

Как строить отношения с учителем своего ребёнка

  • Относитесь всегда к учителю уважительно, особенно проявляйте это в присутствии своих детей, не говорите резко об ошибках педагогов, хотя они склонны ошибаться, как и все люди. Не сравнивайте предыдущего учителя с настоящим.
  • Цените желание учителя сообщить Вам что-то новое и важное о ребенке.
  • Не забывайте, что до 95% педагогов – женщины, а они требуют деликатности, сдержанности и внимания.
  • Постарайтесь увидеть в учителе своего союзника, понять его озабоченность делами Вашего ребенка, разделяйте степень высокой ответственности, которую он несет на себе.
  • Терпеливо выслушивайте педагога, не стесняйтесь и не бойтесь задать любые вопросы, чтобы исключить недомолвки и неясности. Чем больше Вы будете знать, легче будет общаться.
  • Не сердитесь, если в речи педагога уловите поучительный тон: это профессиональная привычка многих людей, работающих с детьми.
  • Не избегайте общения с педагогом, даже если он Вам не очень нравится, чаще пользуйтесь телефоном, проявляйте инициативу в установлении контакта.
  • Конструктивно принимайте критику в свой адрес: в ней всегда есть момент, который обязательно нужно принять к сведению. Если содержание критических замечаний остается прежним, задумайтесь, почему нет изменений.
  • Не давайте воли эмоциям: когда чувствуете, что их трудно контролировать, представьте себя на месте учителя.
  • Если у Вас возникают трудности в воспитании ребенка, скажите об этом педагогу, вместе будет легче.

Как помочь ребенку в учебных делах

  • Постарайтесь создать условия, облегчающие учебу ребенка: бытовые – хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойная бытовая обстановка, уютное и удобное место для занятий; эмоциональные – проявляйте веру в возможности ребенка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшим достижениям, не оскорбляйте его в случае неудачи; культурные – обеспечьте ребенка справочниками, словарями, пособиями, атласами, книгами по школьной программе, кассетами.
  • Слушайте своего ребенка: пусть он пересказывает то, что надо заучить, запомнить, периодически диктуйте тексты для записывания, спрашивайте по вопросам учебника и т.п.
  • Регулярно знакомьтесь с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий для контроля и для оказания возможной помощи.
  • Делитесь знаниями с детьми из области, в которой Вы преуспели, обогащайте их.
  • Помните, что не только оценка должна быть в центре внимания родителей, а знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться знаниями.
  • Создайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учебную активность детей. Используйте позитивный опыт Ваших родителей, знакомых.
  • Не оставляйте без внимания свободное время ребенка, помогите сделать его полезным и содержательным, принимайте участие в его поведении.
  • Дайте почувствовать ребенку, что любите его независимо от успеваемости.

Психолог И Я

ВЛИЯНИЕ  ЦВЕТА  НА  ЖИЗНЬ  ЧЕЛОВЕКА

Психологи уже давно заметили, что каждый цвет по-своему влияет на человека. Определенные цвета помогают расслабиться, вызывают чувство успокоения, снимают усталость. Цвета могут радовать нас, просто часто бросаться в глаза. Бывает, мы упорно выбираем одежду и вещи определенного цвета, рисуем любимой краской. Другие цвета, напротив, могут вызывать довольно сильное нервное возбуждение или даже раздражение. Есть цвета, которые мы ни за что не выбрали бы, а есть просто незаметные, не интересные.

Но не только цвета влияют на состояние и настроение человека. Сам человек выбирает для себя подходящие цвета, необходимые ему в данный момент, а именно те, которые ему помогут. 

Используя определенные цвета, можно вызвать определенные эмоции, т.е. корректировать настроение с помощью цвета.

  • Относительно нейтрально на ваше состояние воздействуют беловато-серый.
  • Если вы перевозбуждены, наденьте что-нибудь светло-коричневое.   
  • Если вы хотите отдохнуть, вам помогут лимонно-зелёный, желто-зелёный, лилово-фиолетовый.
  • Для повышения бодрости используйте желто-зелёный, пурпурно-фиолетовый, розово-фиолетовый, оранжево-красный.
  • Лучшими цветами для стимуляции жизнедеятельности организма, поднятия тонуса и аппетита является вся желто-оранжевая гамма: желто-оранжевый, оранжево-розовый.
  • Возбуждающим цветом является оранжево-красный.
  • Если вам необходимо остыть, подойдут серовато-голубоватый и серовато-бирюзовый.
  • Красновато-оранжевый цвет увеличивает пульс, кровяное давление и частоту дыхания.
  • Если в организме идут воспалительные процессы, обратите внимание на лечебный эффект голубовато-зелёного, сине-зелёного.
  • Темно-синий цвет символизирует полное спокойствие. Его созерцание оказывает успокаивающее воздействие на центральную нервную систему. Темно-синий обладает значительной глубиной и объемностью и символизирует удовлетворенность и завершенность. Это правда и доверие, любовь и преданность, глубокая привязанность.
  • Сине-зелёный цвет является выражением твердости, постоянства и, прежде всего, способности выстоять перед изменениями. Он указывает на постоянство воззрений и самосознания, ставит высокую оценку вашему «Я» во всех формах его проявления.
  • Ярко-фиолетовый цвет притягателен для людей мечтательных, которые подчас живут в своем нереальном мире, они хотят, чтобы в действительности всё сбывалось и соответствовало их внутренним фантазиям.
  •   Все цвета вокруг нас влияют на настроение, но если мы не можем изменить окраску осеннего неба или серого асфальта, то пусть хотя бы яркие краски цвета работают всегда на нас!