РУС БЕЛ ENG

Учительская

Первая медицинская помощь, которую обязан уметь оказать педагогический персонал

 

 

Техника проведения искусственного дыхания

  • Уложите пострадавшего на спину в горизонтальное положение, расстегнув или сняв стесняющую тело одежду;
  • подложите что-либо под плечи;
  • встаньте справа от пострадавшего, подведите правую руку под его шею, а левую положите на лоб, и максимально отведите назад его голову;
  • откройте рот пострадавшего большим пальцем руки или обеими руками;
  • оказывающий помощь делает глубокий вдох, затем вдыхает воздух через марлю или платок из своего рта или в нос ребенка; 
  • при вдувании воздуха необходимо следить за движением грудной клетки ребенка;
  • при способе дыхания «рот в рот» герметичность достигается путем закрывания носа, при способе дыхания «рот в нос» - закрывания рта;
  • вдувание воздуха производится 12-15 раз/мин у взрослых и 20-30 раз у детей. Выдох пострадавшего происходит пассивно.

 

Техника проведения непрямого массажа сердца

  • Положите пострадавшего на жесткую поверхность на спину, расстегнув или сняв стесняющего тело одежду;
  • встаньте слева от пострадавшего;
  • определите правильное месторасположение рук при проведении непрямого массажа сердца;
  • положите ладонь одной руки на нижнюю треть грудины, а другую руку – на ее тыльную поверхность;
  • надавливание осуществляется путем ритмичного сжатия сердца (60-80 раз/мин) грудиной и позвоночником;
  • после каждого надавливания проследить за тем, чтобы грудная клетка расправилась (для наполнения полостей сердца венозной кровью), не отрывая от нее рук;
  • на момент вдоха массаж сердца прерывают.

 

При носовом кровотечении

  • Не запрокидывайте голову пострадавшего назад, а наклонить ее вперед, удерживая при этом корпус в прямом положении, расстегнув воротник и пояс одежды;
  • постараться высморкаться, прочистить носовую полость от слизи и сгустков свернувшейся крови, но лучше это проделать под струей воды;
  • зажать ноздри на 10 минут пальцами, большим и указательным; 
  • положить холодный компресс на область носа и затылка;
  • можно также вложить в нос ватный или марлевый тампон;
  • если через 5-7 минут кровотечение не прекратиться, снова зажмите ноздри и вызывайте врача.

 

При кровотечении (артериальном, венозном)

  • При сильном артериальном кровотечении

(кровь имеет ярко красный цвет) наложите

жгут выше раны, ближе к месту ранения,

подложив под него чистую ткань, и затянув его

до полной остановки кровотечения;

  • положите под жгут записку с указанием

точного времени его наложения

(не более чем на 1-1,5 ч.).

Жгут нельзя закрывать повязками или одеждой.

  • При венозном кровотечении (кровь имеет темный цвет) – для временной его остановки, поврежденную конечность поднимите вверх и на руку наложите давящую повязку.

 

При солнечном ударе

  • При легком перегревании выведите пострадавшего в прохладное место, освободив шею и грудь от стесняющей одежды, снимите обувь;
  • смочите ему лицо и голову холодной водой;
  • уложите пострадавшего, приподняв ему голову; дайте холодное питье (немного минеральной или слегка подсоленной воды) и разденьте его;
  • положите на голову смоченное в холодной воде полотенце или наложите холодный компресс на область шеи;
  • до прибытия врача накладывайте на тело холодные компрессы, пить давайте после того, как пострадавший придет в себя.

 

При укусах и ужаливании насекомыми (осами, пчелами и т.д.)

  • При ужаливании 1-2 насекомыми удалите пинцетом или ногтями жало с ядовитым мешочком (осторожно, чтобы не раздавить мешочек до удаления жала);
  • на место отека положите пузырь со льдом;
  • боль и воспаление облегчают спиртовой компресс, примочки из тертого сырого картофеля, растирание ужаленного места ломтиком чеснока;
  • если оса или пчела случайно попали в рот, нужно сосать кусочки льда, пить сильно охлажденную воду;
  • зуд от укусов комаров, мошкары, пчел (после удаления жала) можно устранить, протерев кожу нашатырным спиртом, раствором питьевой соды (0,5 чайной ложки на стакан воды), разрезанной луковицей, долькой чеснока, кашицей из поваренной соли, млечным соком одуванчика.

 

При укусе змеи

  • Не давайте пострадавшему двигаться;
  • успокойте его: паника и возбуждение ускоряет кровоток;
  • зафиксируйте с помощью шины пострадавшего от укуса конечность;
  • приложите к месту укуса растертые или разжеванные листья подорожника;
  • давайте обильное питье;
  • не прижигайте место укуса марганцовкой, не накладывайте жгут, не давайте алкоголь. Следует как можно быстрее обратиться за помощью к врачу.

 

При ушибе

  • Обеспечьте пострадавшему полный покой;
  • наложите на место ушиба холодный компресс (смоченные в холодной воде платок, полотенце) или пузырь со льдом.

 

После термического или электрического ожога 

  • Оттащите пострадавшего от источника поражения;
  • не поливайте обожженную поверхность кожи водой;
  • наложите на обожженный участок кожи сухую стерильную повязку;
  • при ожоге глаз сделайте холодные примочки из чая.

Немедленно вызывайте врача

 

 

Чего категорически не следует делать при сильных ожогах:

  • обрабатывать кожу спиртом;
  • прокалывать образовавшиеся пузыри;
  • смазывать кожу жиром, зеленкой, крепким раствором марганцовки;
  • срывать прилипшие к месту ожога части одежды;
  • прикасаться к нему рукой;
  • разрешать пострадавшему самостоятельно двигаться;
  • поливать пузыри и обугленную кожу водой.

При отравлении пищевыми продуктами

  • Дать пострадавшему 3-4 стакана воды или розового раствора марганцовки для промывания желудка, чтобы вызвать рвоту.

Помощь при утоплении

  • Как можно быстрее извлеките утопающего из воды;
  • удалите изо рта и носа ил, грязь и песок;
  • переверните пострадавшего на живот, затем обеими руками приподнимите его за ноги и потрясите так, чтобы из дыхательных путей и желудка вытекла вода;
  • начинайте сразу же делать искусственное дыхание. При возобновлении у пострадавшего самостоятельного дыхания напоите его горячим чаем, укутайте в одеяло и доставьте в лечебное учреждение.

При попадании инородного тела в дыхательные пути

  • Прежде всего, освободите рот от остатков пищи пальцем, обернутым марлей, платком, повернув голову пострадавшего на бок;
  • ударьте его в межлопаточную область (но не кулаком) для обеспечения проходимости дыхательных путей;
  • если эти меры не помогают, то пострадавшего следует немедленно транспортировать в лечебное учреждение.

Во время эпилептического припадка

  • Немедленно вызывайте врача;
  • не пытайтесь в момент судорог приводить больного в чувство или переносить на другое место;
  • постарайтесь только придержать его при падении во избежание травм;
  • уберите все острые и твердые предметы, способные травмировать больного или случайно нанести травму вам.

Помните: после прекращения судорог больной засыпает и происшедшего с ним не помнит, будить его нельзя!

 

При укусе собаки

  • Не пытайтесь немедленно остановить кровь (кровотечение способствует удалению слюны собаки из раны);
  • промойте рану чистой водой;
  • несколько раз продезинфицируйте кожу вокруг укуса йодом, раствором марганцовки, одеколоном, наложите повязку.

При подозрении на бешенство обратитесь к врачу.

 

При переломе конечностей

  • Обеспечьте полный покой поврежденного участка тела;
  • при открытом переломе и наличии кровотечения остановите его при помощи повязки и жгута.

При обмороке

  • Уложите пострадавшего на спину с несколько запрокинутой назад головой и приподнятыми ногами, чтобы улучшить кровоснабжение мозга. Расстегните воротник и пояс, чтобы шея и грудь не были стянуты, обрызгайте лицо водой, похлопайте по щекам;
  • дайте вдохнуть пары нашатырного спирта, одеколона, уксуса, раздражающих слизистую оболочку носа;
  • в душном помещении откройте окно, обеспечьте доступ свежего воздуха.

Оказание помощи лунатику

  • Обнаружив, что ребенок страдает лунатизмом, не впадайте в панику, не будите его во время ночных прогулок и не давайте никаких приказаний;
  • в полнолуние уменьшите освещенность детской постели лунатика ночью, расположив ее как можно дальше от окна;
  • обнаружив проявление лунатизма, подложите под ноги идущего ребенка мокрую, холодную тряпку. Это способствует медленному самостоятельному пробуждению ребенка и избавит его от испуга.

При поражении электрическим током (молнией)

  • Выведите пострадавшего из-под действия электрического тока, используя подручные средства (доска, палка, сухая одежда, предметы, не проводящие ток), выключите рубильник;
  • если пострадавший в сознании, без видимых тяжелых ожогов и травм, положите его на спину, расстегните стесняющую дыхание одежду;
  • не позволяйте ему двигаться. Не давайте пить – это вызовет рвоту и нарушение дыхания;
  • при отсутствии сознания, но сохранившемся дыхании уложите пострадавшего на бок, на твердую горизонтальную поверхность, обеспечить приток свежего воздуха. Обрызгайте водой, разотрите и согрейте тело;
  • в случае нарушения дыхания и сердцебиения, немедленно приступайте к проведению искусственного дыхания и непрямому массажу сердца. Не прекращайте их до полного появления самостоятельного дыхания и сужения зрачков или до прибытия врача.

 

При болях в области сердца

  • Больного необходимо уложить в постель и пригласить доктора.

 

При болях в области живота

  • Уложить больного в постель, вызвать врача.
  • Других мер самостоятельно не предпринимать.

 

Оказав первую медицинскую помощь, руководитель, педагог дополнительного образования, воспитатель должен обязательно обратиться к врачу

и показать ребенка!

 

свернуть

Значение саморегуляции и психического настроения в профессиональной деятельности учителя. Аутогенная тренировка, методика ее проведения

Напряженный ритм жизни школьных работников, интенсификация их труда на фоне низкой двигательной активности порождает известный диссонанс между требованиями, предъявляемыми к интеллекту, эмоциональной сфере, и сравнительно малой физической нагрузкой. Работа НС в подобном режиме часто  ведет к повышенному напряжению, неумению расслабляться, выходить из напряженного состояния, обретать психическое равновесие. В большинстве случаев у людей, подверженных "болезням века" - неврозам, гипертонии и ишемической болезни сердца, - можно фиксировать повышенную мышечную напряженность, утрату навыка произвольного расслабления мышц. Кроме того, интенсивное обучение некоторым предметам предъявляет определенные требования к снятию психического напряжения. Иначе это может привести к эмоциональному срыву: депрессия - тревожность - эмоциональный срыв - агрессия.

Вывод один: чтобы не оказать пагубного влияния на детей, нужно в первую очередь разобраться с собой, со своими эмоциональными проблемами, причинами, их вызывающими, найти выход из ситуаций.

  Причины:  острая психическая травма, длительное перенапряжение, затянувшаяся и тщательно скрываемая конфликтная ситуация (а также беспорядочная смена деятельности в течение дня, нарушение привычного ритма жизни, испуг, частые огорчения, болезнь или смерть близких, неприятные известия; необходимость сдерживать себя, свои желания и чувства, противоречия между "должен" и "хочу").

Проявления: по типу депрессии: расстраивается сон, повышается рассеянность, появляется усталость, уныние, плаксивость;

  по типу агрессии: раздражительность, несдержанность, легкая возбудимость, страхи, агрессивность.

 Коррекция: 

1. Укрепление здоровья с помощью правильного питания, полноценного отдыха, занятия спортом и т.д.

2. Изменение ситуации, т.е. избавление от того, что вызывает беспокойство, насколько это возможно.

3. Изменение отношения к ситуации (по типу условного рефлекса выработать с помощью самовнушения чувство безразличия по отношению к тревожным ситуациям).

4. Умение расслабляться

Профилактика: Заповеди психического здоровья:

Не надо "переделывать" окружающих на свой лад

Не оставайся один на один с неприятностями

Неуклонно совершенствуй себя

Будь реалистом

Не удерживай в сознании тревожные мысли

Средства: Аутогенная тренировка

                 Юмор

                 Арт-терапия (рисование, музыка, чтение)

                 Досуг

                 Спорт

                 Ароматерапия

      Экспресс-прием снятия эмоционального напряжения: дыхание по йоге

        Сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание: спокойное, ровное. Дышите по схеме 4+4+4: четыре секунды на вдох, 4 - на задержку дыхания, 4 - на выдох. Проделайте так 3 раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие. Других мыслей быть не должно. Вы спокойны. Улыбнитесь.

        Мудра Земли улучшает психофизическое самочувствие организма, снимает стрессы, повышает самооценку: Сложите большой и безымянный пальцы кольцом, остальные выпрямите. Замрите.

        Наиболее эффективным методом обретения навыка расслабления, несомненно, является аутогенная тренировка (АТ). Основные положения АТ можно обозначить так: умение глубоко и быстро вызвать полное расслабление мышц тела, воздействие на глубину и ритм дыхания, вызывание ощущения тепла в конечностях с помощью произвольного влияния на тонус периферических сосудов.

        В основе АТ лежит самовнушение. Как показывает практика, особенно яркие представления можно вызвать в состоянии расслабления. В связи с этим наиболее благоприятным временем для самовнушения является момент после ночного сна и перед засыпанием. Попробуйте для начала в момент пробуждения представить себе что-то очень хорошее - увидите, ваше настроение будет весь день на более высоком уровне, чем обычно. Кроме утренних и вечерних сеансов, АТ можно проводить до 2-3-х раз в день, в зависимости от ритма и распорядка вашей жизни. Помните: чтобы достичь максимального эффекта, нужно заниматься ежедневно.

        Обучаться психической релаксации следует в расслабленной позе. Наиболее удобно заниматься лежа на спине, руки лежат ладонями вниз вдоль туловища, а ступни раздвинуты на 20-30 см. Второе положение - сидя в мягком кресле с подлокотниками.

        Используемые формулы самовнушения должны сочетаться с конкретными эмоциональными образами, вызывающими у Вас необходимые для данного упражнения ощущения. Формулы надо произносить мысленно, "про себя", соотнося их при этом с Вашим дыханием. Как правило, формулы, произносимые на выдохе, дают больший расслабляющий эффект. Если же формула слишком длинная, то ее можно растянуть на 2 выдоха.

        Итак: займите удобное положение и постарайтесь отрешиться от посторонних мыслей и ощущений. Для этого вы можете использовать следующие формулы:

я приготовился к отдыху

я успокаиваюсь

отвлекаюсь от всего

посторонние звуки не мешают мне

уходят все заботы, волнения, тревоги

мысли текут плавно, замедленно

я отдыхаю

я совершенно спокоен (3 раза в день, 5-10 минут

Для расслабления мышц тела используют такие формулы, как:

руки тяжелеют

руки тяжелеют все больше и больше

руки приятно отяжелели

руки ослаблены и тяжелы

я совершенно спокоен

покой дает отдых организму

тяжелеют ноги

тяжелеет туловище

все мышцы расслаблены и отдыхают

все тело приятно отяжелело

я совершенно спокоен (6-8 раз)

Когда Вам необходимо непосредственно приступить к активной деятельности, требуется использовать специальный прием выхода из аутогенного погружения. Для этого применяются формулы:

мои руки легкие, энергичные

чувствую приятное напряжение в руках

дышу глубоко, ритмично

чувствую легкость, бодрость, комфорт

        После этого Вы открываете глаза, встаете и надо сделать несколько энергичных физических упражнений.

Гимнастика Гермеса

        Упражнения гимнастики построены на ритмичных переходах от предельного напряжения к последующему полному расслаблению всей мышечной системы. Напряжение - расслабление осуществляются в ритме дыхания. В течение 4 секунд делается энергичный вдох, при задержке дыхания напрягаются все мышцы тела в течение 4 секунд. Затем на выдохе должно возникнуть ощущение, как энергия разливается на все части тела и при задержке дыхания на выдохе наступает полнейшее расслабление. Упражнение выполняется в течение 5 минут.

       К сожалению, многие люди постоянным атрибутом своего существования сделали тягосные переживания негативных жизненных мелочей: неприятности они возводят в ранг трагедии (что особенно характерно для учителей с их ранимостью); всех оценивают через призму прежних разочарований, копят недовольство и обиды и при этом страдают прежде всего сами.

- Улучшить свою жизнь можно только через изменение отношения к ней, восприятие ее как самого ценного дара, через мудрость радости каждого дня, минуты, впечатления. Неурядицы, жизненные противоречия - это норма жизни, - они не должны занимать в нашем сознании больше места, чем того стоят.

- Чем напряженнее ритм жизни, выше стрессовые нагрузки, тем актуальнее для человека проблема сознательного влияния на свое здоровье через разумную организацию образа жизни.

- Научитесь жить с юмором. "Юмор - соль жизни, кто лучше просолен, дольше живет".

        Мудра "Лестница небесного храма" снимает депрессию, улучшает настроение, снимает состояние тоски: Сложите пальцы в виде лестницы: большой на большой, указательный на указательный, средний на средний, безымянный на безымянный, мизинцы выпрямите и замрите. Скажите себе, что Вы самый уравновешенный человек. Улыбнитесь!                                   

Наша жизнь - это наша жизнь.

Наше здоровье - это наше здоровье.

свернуть

Универсальная образовательная технология

Система критериев эталонного урока                                                                                                                                         

  1. Целеполагание: зачем, почему, ради чего учить(ся)?

Стимуляция (при необходимости - реанимация) познавательных интересов учащихся, повышение уровня их учебной мотивации посредством расширения диапазона запросов и потребностей каждого из них  на основе предоставления им свободы выбора, что предполагает:

  • учет при определении цели и темы урока его места в системе занятий, а также ключевых, концептуальных идей учебного курса, оригинальность их подачи;
  • опору учителя при остановке целей на значимые, вечные и актуальные ценности и принципы; его собственное видение выносимых на урок проблем;
  • учет при идейном обосновании целей и задач урока образовательных и иных потребностей учащихся и общества, ведущих тенденций его развития;
  • направленность на выявление и раскрытие способностей учащихся, их увлечений и склонностей, на удовлетворение личностных запросов каждого из них;
  • способность педагога удивлять учеников, заражать их своей энергией и оптимизмом, вызывать на разговор и запускать тем самым процесс познания ими мира и самих себя;
  • вовлечение озадаченных и вдохновленных учащихся в работу по осмыслению проблематики урока, конкретизации учебных задач каждого его этапа, генерированию новых идей;
  • убедительность аргументации сторон при обосновании духовно-практической значимости (остроты, новизны, неординарности) заявляемых проблем, необходимости их изучения;
  • использование парадоксальных, «сумасшедших», свежих идей, экспромта, импровизации для создания на уроке атмосферы интриги, загадочности, занимательности и увлеченности;
  • способность педагога будить воображение, фантазии учащихся, подогревать их любознательность, лидерские амбиции, поддерживать их инициативы, начинания, искания и стремления;
  • умение учителя повышать познавательную активность учащихся с помощью системы проблемных, провоцирующих поиск истины вопросов, исподволь наводящих их на заданную цель;
  • применение межпредметных связей, отражающих многообразие и единство мира, для расширения кругозора учащихся, сферы их интересов, их общего развития, способности к обобщениям;
  • использование смелой гипотезы, программирования, проектирования, моделирования для развития творческих способностей, интуиции учащихся, умения видеть перспективу и прогнозировать;
  • формирование системы жизненных ценностей (ориентиров, идеалов, приоритетов, принципов), мировоззрения учащихся, «отвечающих» за их личных выбор, самоопределение и принятие решений;
  • способность учащихся расставлять акценты, обозначать свою позицию, высказывать собственную точку зрения по любой проблеме, отстаивать свои взгляды и убеждения, действовать целесообразно;
  • степень достижения (реализации) учителем с учениками заявленных целей и задач, замысла урока, разрешения вынесенных на него вопросов и проблем (порождения новых); обзор сделанного, взгляд вперед;
  • влияние целеполагания, «возбудителя» желаний, на духовное становление учащихся как личностей достойных, внутренне свободных, честолюбивых, волевых, верящих в свое призвание (мечту) и упорно стремящихся к избранным целям.
  1. Содержание: что изучать, чему учить(ся), чем занимать(ся)?

Формирование (восстановление) опорных, т.е. наиболее значимых знаний учащихся через планомерное и осознанное постижение ими понятийного аппарата, знаков и правил ус(ос)ваиваемой науки, предмета, дисциплины, специальности, профессии, что предусматривает:

  • учет при отборе, компоновке и структурировании материала (заданий) урока требований учебной программы и стандарта образовательной области;
  • соответствие объема и степени сложности выносимого на урок компактного блока материалов в отводимой ему роли в системе проводимых занятий;
  • соблюдение принципа преемственности при погружении в проблему: опора на ранее изученное, история вопроса, пространственно-временные параметры познаваемого явления;
  • способность учителя четко, доступно, толково и лаконично объяснять любую тему; достоверность приводимых им сведений, фактов, событий, конкретность предлагаемых заданий;
  • практическую направленность обучения: опора на жизненный опыт, сообразительность учащихся, в том числе при самостоятельном овладении ими новым содержанием (работе с ним);
  • дифференциацию учебного материала для отдельных (групп, категорий) учащихся, позволяющую выходить на разноуровневые вариативные задания; право выбора их самими учениками;
  • постепенное и разумное наращивание учебных нагрузок, уровня трудности теоретических и практических заданий, работающих на повышение степени подготовленности, выучки учащихся;
  • совершенствование чтения, устной и письменной речи учащихся через овладение ими символами и терминологией изучаемой науки, использование ее определений  и основных положений;
  • умение учащихся сравнивать и сопоставлять, выявлять сходства и различия, признаки и свойства явлений, обозначать их существенные детали, давать им качественную характеристику;
  • способность учащихся выделять в познаваемом главное (общее, особенное и частное), приводить примеры и веские доказательства, делать необходимые измерения, пробы, расчеты и выводы;
  • развитие рационального, абстрактно-логического мышления учащихся, способности анализировать познаваемые процессы (свои действия по их достижению), всесторонне их (пере)осмысливать;
  • умение учащихся проникать в глубинную сущность явлений, обнаруживать причинно-следственные связи и отношения и приводить их в систему, выходить на объективные законы мироздания;
  • развитие средствами изучаемой науки, предмета диалектического мышления учащихся, способности находить противоречия (альтернативы) в познаваемых явлениях, видеть в них источник развития;
  • способность учащихся предметно, взвешенно и здраво рассуждать, объяснять и описывать свои мысли и действия, обстоятельно и остроумно отвечать, формулировать вопросы, вести диалог и дискуссию;
  • полноту усвоения материала (выполнения заданий) учащимися, глубину его понимания: тему раскрыли (закрыли), во всем разобрались, все выяснили, все решили – в контексте постигаемого учебного модуля;
  • влияние содержания как «вразумителя» желаний на обучение, развитие мыслительных способностей, интеллекта учащихся, повышение их эрудиции, уровня информированности, компетентности, культуры умственного труда.
  1. Организация: каковы условия, порядок, формы (об)учения?

Привитие учащимся навыков самоорганизации и общения, повышение их готовности как членов классного коллектива принимать в совместной, согласованной и слаженной учебной работе регулярное, посильное, ответственное и деятельное участие, что предполагает:

  • соответствие типа, структуры урока его целям и содержанию; обусловленную этим последовательность этапов урока, органичную взаимосвязь между ними;
  • учет половозрастных и индивидуальных особенностей, состояния здоровья учащихся; дифференцированный подход к каждому из них с целью расширения их возможностей;
  • контактность, коммуникабельность педагога, способность входить в доверие к ученикам и оказывать на них психологическое воздействие, влиять на ситуацию в классе (группе);
  • умение учителя подбирать ключи к каждому учащемуся, привлекать к себе их внимание и собирать их, настраивать, сплачивать для совместной работы; четкость его установок;
  • создание на уроке благоприятной среды, обстановки взаимного уважения, заботы, доброжелательности и востребованности, способствующей самовыражению каждого ученика;
  • умение учителя включать класс в рабочий режим, вовлекать всех учащихся в разноплановую, напряженную и взаимополезную деятельность, налаживать межличностное общение;
  • гармоничные, ровные отношения педагога с учащимися, его способность терпеливо и тактично координировать учебное взаимодействие между ними, позитивно разрешать конфликты;
  • способность педагога управлять познавательной деятельностью учащихся, сочетать коллективные, групповые и индивидуальные формы работы, оперативно консультировать желающих;
  • использование на уроке активных и других форм сотрудничества и взаимопомощи, в том числе имитационных игр с элементами состязательности; умение учеников работать в команде;
  • влияние хода и порядка проведения урока (оптимальный темп, ритм, плотность, разнообразие видов учебной деятельности, своевременность их смены) на работоспособность учащихся;
  • способность учителя работать с оглядкой, чутко следить за реакцией учеников на его действия и вместе с ними находить приемлемые варианты продолжения урока; умение заполнять паузы;
  • коррекцию учебной деятельности учащихся: выявление и устранение пробелов в их (об)учении, привитие им навыков саморегуляции на основе формируемого чувства внутреннего долга;
  • использование гибкой, поощряющей усилия каждого системы контроля, оценки и учета знаний и умений учащихся; научение их само(контролю)оценке и взаимопроверке своих учебных достижений;
  • развитие в процессе учения сенсорной, чувственно-эмоциональной сферы учащихся: умение внимательно и сосредоточенно наблюдать, живо воспринимать и конструктивно обсуждать возникающие проблемы;
  • влияние личного примера, авторитета учителя на добросовестное исполнение всеми участниками урока взаимных обязательств, развитие коммуникативных способностей учащихся как субъектов социальных отношений;
  • влияние организации, «согласовательницы» интересов, на воспитание характеров, нравственности учащихся, их гражданское становление, приобщение к правилам человеческого общежития, национально-культурным традициям.
  1. Методика: как учить(ся), каким образом, посредством чего?

Развитие у обучаемых умений и навыков самостоятельного учебного труда, т.е. способности добывать и обрабатывать необходимую информацию, усваивать и воспроизводить полноценный образовательный продукт, что предусматривает:

  • соответствие используемых учителем и учащимися приемов, способов и средств (об)учения целям и содержанию урока, порядку его проведения;
  • способность дидактической составляющей, оснастки урока работать на повышение уровня сформированности общеучебных и специальных умений и навыков учащихся, их закрепление;
  • мастерское владение учителем продуктивной техников преподавания, способностью вооружать учащихся рациональными и эффективными способами познания, выполнения учебных задач;
  • использование наставником нетрадиционных образовательных приемов и средств, активных и действенных методов (об)учения, способных обеспечить овладение учащимися предметом;
  • владение педагогом словом, выразительной, образной речью – важнейшим инструментом трансляции опыта; использование трагикомичного в обнаружении и обнажении истины;
  • интенсификацию процесса (об)учения с помощью разнообразной наглядности, символов, сигналов, знаковых систем, способствующих запечатлению познаваемого в памяти учащихся;
  • применение на уроке аудио-, видеотехники, компьютеров, приборов, моделей, демонстрационных материалов, оборудования, иных обучающих средств, умение учеников эффективно их использовать;
  • способность учащихся работать с различными текстами, обновлять свой банк данных, в том числе с помощью Интернета, составлять развернутые планы, схемы, тезисы, опорные конспекты;
  • умение учащихся пользоваться книгой (учебниками, пособиями, словарями, справочниками, энциклопедиями, первоисточниками и пр.), заниматься внутренней самообразовательной работой;
  • использование духовных, интеллектуальных, нравственных и физических упражнений для совершенствования функциональных способностей, повышения познавательной мобильности учащихся;
  • усложнение формулы выполнения учениками учебных заданий: от работы по шаблонам и образцам – к творческому применению (переносу, трансформации) приобретаемых знаний и умений;
  • усиление поискового, эвристического начала в (об)учении посредством постановки опытов и экспериментов, научно-исследовательской работы учащихся, подвигающей их к находкам и открытиям;
  • способность учащихся представлять познаваемый мир целостным и динамичным, свободно оперировать образцами и ассоциациями, мыслить и действовать как по аналогии, так и по наитию, спонтанно;
  • динамику роста степени обученности учащихся: качественное и в полном объеме выполнение требований учебных планов и программ; способность учеников показать уровень своей подготовки на деле, в любой форме и ситуации;
  • влияние методики как «исполнительницы» желаний на усиление процесса (само)развития учащихся, повышение их способности к самореализации через умелое и успешное преодоление самых разнообразных испытаний.
свернуть