УТВЕРЖДЕНО
Постановление Совета Министров
Республики Беларусь
07.08.2019 № 525
Специфические санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации учреждений образования
РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящими специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями устанавливаются:
общие требования к размещению учреждений образования и их территории, планировочной структуре зданий, санитарно-техническому благоустройству, освещению помещений, оборудованию и содержанию помещений, организации образовательного процесса и воспитанию, производственному обучению, практике, распорядку дня, медицинскому обеспечению обучающихся в учреждениях образования;
отдельные требования к учреждениям образования с учетом типа учреждения образования (учреждениям дошкольного, общего среднего, специального образования, учреждениям образования, реализующим образовательные программы профессионально-технического образования (далее – учреждения профессионально-технического образования), учреждениям образования, реализующим образовательные программы среднего специального образования (далее – учреждения среднего специального образования), учреждениям дополнительного образования детей и молодежи, социально-педагогическим учреждениям и школам-интернатам для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);
требования к питанию обучающихся (общие требования к организации питания обучающихся, требования к размещению и устройству объектов питания, оборудованию, инвентарю и посуде, личной гигиене работников, транспортировке и хранению продовольственного сырья и пищевых продуктов в объектах питания, рационам питания детей, технологии приготовления блюд в объектах питания детей).
Требования, не установленные настоящими специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями, определены в главах 1 – 4 и 5 (в части требований к плавательному бассейну) общих санитарно-эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования.
2. Настоящие специфические санитарно-эпидемиологические требования распространяются на учреждения образования (далее, если не указано иное, – учреждения) вне зависимости от форм собственности и ведомственной принадлежности, за исключением воспитательно-оздоровительных учреждений.
Настоящие специфические санитарно-эпидемиологические требования в части требований к условиям и организации образовательного процесса, устройству и оборудованию учебных зданий (помещений) распространяются также на другие учреждения и организации, в которых реализуются образовательные программы дошкольного, общего среднего, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи, иные образовательные программы (санаторно-курортные организации для детей, образовательно-оздоровительные центры, оздоровительные центры (комплексы), дома-интернаты для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития, организации здравоохранения (стационары, дома ребенка), другие учреждения и организации).
Организация деятельности отдельных учреждений общего среднего образования (суворовское училище, специализированный лицей), специальных учебно-воспитательных, специальных лечебно-воспитательных учреждений, других учреждений образования обеспечивается наряду с настоящими специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями локальными правовыми актами при условии, что изложенные в них требования не должны ухудшать условия и организацию образовательного процесса и воспитания обучающихся.
3. Настоящие специфические санитарно-эпидемиологические требования обязательны для исполнения государственными органами, иными организациями, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, деятельностью учреждений, их перепрофилированием.
4. Для целей настоящих специфических санитарно-эпидемиологических требований используются термины и их определения в значениях, установленных Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 ”О развитии предпринимательства“, Кодексом Республики Беларусь об образовании, Законом Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 128-З ”О государственном регулировании торговли и общественного питания“, а также следующие термины и их определения:
обучающийся – лицо, принятое для освоения содержания образовательной программы (воспитанник, учащийся, студент, курсант, слушатель);
объект питания – объект общественного питания в учреждении и ином объекте общественного питания при условии организации питания обучающихся;
объект питания для детей – объект общественного питания в учреждении для детей и иной объект общественного питания при условии организации питания детей, кухня-столовая в детской деревне (городке);
объект питания для взрослых – объект общественного питания в учреждении для взрослых и иной объект общественного питания при условии организации питания обучающихся;
пункт коррекционно-педагогической помощи (далее – ПКПП) – структурное подразделение учреждения дошкольного, общего среднего образования, основной целью деятельности которого является оказание коррекционно-педагогической помощи лицам, осваивающим содержание образовательных программ дошкольного, среднего образования и имеющим стойкие или временные трудности в их освоении;
учреждения для детей – учреждения дошкольного образования, специальные дошкольные учреждения, учреждения общего среднего, специального, профессионально-технического, среднего специального образования, дополнительного образования детей и молодежи, социально-педагогические учреждения, специальные учебно-воспитательные и специальные лечебно-воспитательные учреждения;
учреждения для взрослых – учреждения высшего образования при реализации образовательных программ высшего образования (далее – учреждения высшего образования), учреждения дополнительного образования взрослых;
учреждения для детей-сирот – социально-педагогические учреждения (детский дом, детская деревня (городок), социально-педагогический центр, включающий детский социальный приют) и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
электронные средства обучения – электронные устройства ввода-вывода информации, предназначенные для ее визуального отображения (планшеты, электронные книги и иные аналогичные электронные изделия) (далее – ВДТ), персональные электронно-вычислительные машины (далее – ПЭВМ), в том числе моноблоки и портативные (нетбуки, ноутбуки и иные аналогичные электронные изделия);
места проживания обучающихся – жилые, спальные и другие помещения, обеспечивающие условия для проживания обучающихся в интернатах и общежитиях учреждений общего среднего, специального образования, специальных учебно-воспитательных и специальных лечебно-воспитательных учреждений, в учреждениях дошкольного образования и специальных дошкольных учреждениях с 24-часовым режимом деятельности, социально-педагогических учреждениях, общежитиях при учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего, дополнительного образования взрослых.
5. Отдельные категории работников учреждений должны проходить обязательные медицинские осмотры при поступлении на работу и в дальнейшем периодические осмотры в порядке, установленном Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством труда и социальной защиты.
Гигиеническое обучение должны проходить:
работники объектов питания – перед поступлением на работу и в дальнейшем один раз в год;
руководители, воспитатели и помощники воспитателей учреждений дошкольного образования, уборщики помещений, работники плавательных бассейнов (операторы и медицинские сестры хлораторных установок) и прачечных (кастелянши, рабочие по стирке и ремонту спецодежды и другие), заведующие хозяйством, заместители руководителей по административно-хозяйственной работе учреждений – перед поступлением на работу и в дальнейшем один раз в два года;
работники водопроводных сооружений и канализационного хозяйства (слесари-сантехники) – перед поступлением на работу и в дальнейшем один раз в три года.
6. Прием (поступление) ребенка в учреждение и после перенесенного заболевания, прием документов у детей, поступающих в учреждение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, должен осуществляться по представлении медицинской справки о состоянии здоровья.
Для приема ребенка в учреждение для детей-сирот дополнительно к медицинской справке должна представляться выписка из медицинских документов.
7. Руководитель учреждения должен обеспечить:
санитарно-эпидемиологическое благополучие в учреждении, в том числе прохождение административных процедур в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, предусмотренных законодательными актами;
реализацию мер в отношении обучающихся и работников по запрету на курение (потребление) табачных изделий, использование электронных систем курения, систем для потребления табака на территории и в помещениях учреждения.
ГЛАВА 5
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ
УЧРЕЖДЕНИЙ
44. В учреждениях должны использоваться строительные, в том числе отделочные, материалы, мебель (детская, ученическая, бытовая и другая), наглядные и учебные пособия, игры и игрушки, электронные средства обучения, медицинская техника и изделия медицинского назначения, электросветильники, моющие средства и средства дезинфекции, произведенные в соответствии с техническими нормативными правовыми актами и разрешенные к применению законодательством.
45. В учреждениях размеры, конструкция детской, ученической, бытовой мебели должны соответствовать функциональным ростовым параметрам обучающихся и установленным стандартам.
Стулья должны устанавливаться в комплекте со столами одного размера.
Использование вместо стульев табуреток и скамеек запрещается.
Ученическая мебель для учащихся I – IV классов по мере износа должна заменяться на парты.
Мастерские, производственные (учебно-производственные) мастерские и лаборатории в учреждениях должны оснащаться в соответствии с реализуемыми образовательными программами и требованиями технологического процесса.
Химические лаборатории должны быть оборудованы вытяжными шкафами в соответствии с требованиями к шкафам демонстрационным и лабораторным вытяжным.
Основные размеры столов и стульев детских и ученических, кроватей, требования к расстановке детской и ученической мебели, производственного оборудования в мастерских, производственных (учебно-производственных) мастерских установлены согласно приложению 8.
46. В учреждениях мастерские, производственные (учебно-производственные) мастерские и лаборатории должны обеспечиваться средствами индивидуальной защиты и страховочными средствами с учетом вида деятельности, профиля осваиваемой специальности, моющими средствами и средствами для защиты и очищения кожи, аптечками первой помощи универсальными, перечень вложений в которые определяется Министерством здравоохранения.
47. В учреждениях:
кровати должны использоваться с твердым ложем;
для детей в возрасте до 3 лет и для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата ложе кроватей должно быть ограждено с четырех сторон, использование двухъярусных кроватей запрещается;
для детей в возрасте от 3 до 17 лет, за исключением учреждений для детей с круглосуточным пребыванием детей на протяжении более 6 месяцев, допускается использование двухъярусных кроватей (в которых второй ярус должен быть огражден на высоту не менее 30 см и расстояние между ярусами должно обеспечивать возможность сидения на первом ярусе с прямой спиной), пристенных кроватей-трансформеров двухъярусных или ленточных, трехуровневых кроватей из комплекта мебели для групп продленного дня;
кровати должны расставляться так, чтобы постельные принадлежности и постельное белье стоящих рядом кроватей не соприкасались.
В местах проживания обучающихся для каждого проживающего должны предусматриваться кровать, тумбочка и стул, шкаф (место в шкафу) для хранения личных вещей, одежды и обуви, стол (рабочее место).
48. Требования к кабинетам учебно-вычислительной техники в учреждениях, режиму работы с электронными средствами обучения установлены согласно приложению 9.
49. В учреждениях для детей старше 6 лет и взрослых допускается организация локальной сети передачи данных с использованием радиоэлектронных средств широкополосного беспроводного доступа при соблюдении следующих требований:
на каждое радиоэлектронное средство широкополосного беспроводного доступа с эквивалентной изотропной излучаемой мощностью более 100 мВт, имеющее внешнюю антенну, установленную вне зданий и сооружений, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к электромагнитным излучениям радиочастотного диапазона должен оформляться санитарный паспорт;
радиоэлектронные средства широкополосного беспроводного доступа должны размещаться вне учебных помещений на высоте не менее 2,4 м;
сеть передачи данных с использованием радиоэлектронных средств широкополосного беспроводного доступа должна использоваться обучающимися только для реализации образовательных программ.
50. В учреждениях дошкольного образования, специальных дошкольных учреждениях организация локальной сети передачи данных с использованием радиоэлектронных средств широкополосного беспроводного доступа в образовательных целях запрещается.
ГЛАВА 6
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ УЧРЕЖДЕНИЙ
51. В учреждениях все помещения, оборудование помещений, включая спортивное оборудование и спортивный инвентарь, торгово-технологическое и санитарно-техническое оборудование, должны содержаться в чистоте.
Влажная уборка помещений должна проводиться в течение дня по мере необходимости при открытых окнах и фрамугах с применением моющих средств и в отсутствие обучающихся. Не реже одного раза в месяц должна проводиться генеральная уборка помещений с применением моющих средств и средств дезинфекции в соответствии с инструкциями по применению. Генеральная уборка помещений объекта питания должна проводиться не реже одного раза в неделю.
Обязательно проведение влажной уборки учебных помещений в период между учебными сменами, санитарных узлов – после каждой перемены.
Индивидуальные горшки после каждого их использования должны мыться ершами под проточной водой с применением моющих средств.
Моющие средства и средства дезинфекции должны храниться в специально отведенных помещениях (местах), недоступных для обучающихся.
52. В учреждениях:
ковры должны ежедневно очищаться пылесосом или влажной щеткой, при необходимости подвергаться химической чистке;
электросветильники и окна должны очищаться по мере загрязнения, но не реже одного раза в три месяца;
игрушки должны мыться ежедневно теплой водой с применением моющих средств;
игрушки для игры на улице моются непосредственно на территории учреждения.
53. В учреждениях уборочный инвентарь должен выделяться соответствующей маркировкой и быть раздельным для:
помещений медицинского назначения, в том числе для палат медицинского изолятора;
помещений объектов питания (в том числе для обеденного зала, производственных помещений для сырой и готовой продукции);
жилых и спальных помещений;
поверхностей выше пола;
санитарных узлов.
Уборочный инвентарь для уборки санитарных узлов должен иметь сигнальную маркировку и храниться отдельно от остального уборочного инвентаря – в санитарных узлах или специально отведенных местах.
Уборочный инвентарь после использования промывается горячей водой с моющими средствами и просушивается.
54. В учреждениях не допускается наличие грызунов и насекомых.
Не допускается проводить дератизационные и дезинсекционные мероприятия в присутствии обучающихся.
55. В местах проживания, оборудованных мусоропроводами, клапаны и камеры мусоропровода должны содержаться в чистоте.
При выведении из эксплуатации или отсутствии в местах проживания мусоропроводов контейнер для сбора твердых коммунальных отходов допускается размещать в мусороприемной камере с обеспечением к нему доступа.
56. Требования к содержанию постельных принадлежностей и постельного белья в учреждениях установлены согласно приложению 10.
57. В учреждениях дезинфекции подлежат:
резиновые коврики в душевых, ерши для унитазов – в конце рабочего дня;
накладки на унитазы – во время уборки;
поверхности, постельное и нательное белье (перед стиркой или во время стирки) в случае загрязнения физиологическими выделениями;
грязное постельное белье из медицинских изоляторов;
санитарная одежда работников после работы с грязным бельем (перед стиркой или во время стирки).
58. В местах проживания обучающихся в возрасте до 17 лет не реже одного раза в неделю должна быть организована их помывка. Полотенца должны выделяться отдельно для лица и рук, для ног и банное.
В учреждениях для детей-сирот должно быть не менее двух комплектов наматрацников, постельного белья и полотенец на каждого воспитанника.
59. Все помещения учреждений с пребыванием обучающихся должны проветриваться.
Одностороннее проветривание помещений проводится в присутствии обучающихся.
Сквозное проветривание учебных и других помещений в присутствии обучающихся и через помещения санитарных узлов запрещается.
Проветривание рекреационных помещений проводится во время учебных занятий.
60. В учреждениях должны быть обеспечены санитарной одеждой медицинские работники, помощники воспитателей, работники прачечных, уборщики помещений. Смена санитарной одежды должна проводиться по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю.
Хранение работниками учреждений верхней одежды, обуви, головных уборов, личных вещей совместно с санитарной одеждой, одевание верхней или какой-либо другой одежды на санитарную одежду запрещаются.
ГЛАВА 7
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ
И ВОСПИТАНИЮ В УЧРЕЖДЕНИЯХ
61. Образовательный процесс в учреждениях для детей, учреждениях высшего образования должен осуществляться в соответствии с типовыми учебными планами, утвержденными в порядке, установленном Кодексом Республики Беларусь об образовании, при их соответствии санитарно-эпидемиологическому законодательству.
Образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, за исключением детских школ искусств, в учреждениях дополнительного образования взрослых должен осуществляться в соответствии с учебными планами (программами), разработанными и утвержденными в установленном законодательством порядке.
Образовательный процесс и воспитание в учреждениях должны быть организованы с учетом необходимости:
сохранения здоровья обучающихся, поддержания их работоспособности в течение учебного дня, недели, учебного года, обеспечения требуемой двигательной активности;
обеспечения продолжительности прогулок, дневного и ночного сна в учреждениях для детей.
62. В учреждениях высшего образования обязательная недельная учебная нагрузка (в режиме шестидневной или пятидневной учебной недели) для студентов первого и второго курсов должна быть не более 40 учебных часов без учета учебных часов, предусмотренных учебными планами для самостоятельной работы.
63. В учреждениях для детей:
продолжительность обязательных компонентов режима дня детей в учреждениях с круглосуточным пребыванием предусматривается согласно приложению 11;
продолжительность пребывания детей на открытом воздухе в учреждениях с круглосуточным пребыванием должна быть увеличена во время каникул на 1,5 – 2 часа;
отдельные учебные занятия (занятия), кроме учебных занятий (занятий) по физической культуре, допускается проводить на открытом воздухе при температуре не ниже +10 °C;
руководитель (иное должностное лицо) учреждения должен принимать решение о сокращении длительности (или запрещении) прогулок для детей на открытом воздухе при неблагоприятных погодных условиях (дождь, сильный ветер) и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также при скорости движения воздуха более 3 м/с и температуре атмосферного воздуха –15 °C и ниже – для детей в возрасте до 3 лет, –18 °C и ниже – для детей в возрасте от 3 до 7 лет, –22 °C и ниже – для детей в возрасте от 7 лет;
во время прогулки должны быть обеспечены двигательная активность детей, соответствующие погодным условиям одежда и обувь.
Местными исполнительными и распорядительными органами должно приниматься решение о временном приостановлении образовательного процесса в учреждениях общего среднего и специального образования при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера или температуре атмосферного воздуха в 7.00
–25 °С и ниже при скорости движения воздуха более 3 м/с.
Решение о сокращении (запрещении) прогулок или учебных занятий может приниматься при более высоких температурах атмосферного воздуха, чем указано в настоящем пункте, но при сильном ветре.
64. Требования к режиму учебных занятий (занятий) в учреждениях установлены согласно приложению 12.
65. Допускается объединять, за исключением учебных занятий по учебным предметам (учебным дисциплинам) ”Физическая культура“ и ”Физическая культура и здоровье“, учебные занятия:
по одному учебному предмету (учебной дисциплине) в учреждениях профессионально-технического, среднего специального образования, в учреждениях для взрослых;
по одному учебному предмету (учебной дисциплине) в учреждениях при проведении контрольных и лабораторных работ, практических работ (занятий), курсовых проектов (курсовых работ), зачетов (дифференцированных зачетов) и экзаменов;
по учебному предмету ”Трудовое обучение“, кроме I – IV классов, в учреждениях общего среднего, специального образования на уровне общего среднего образования;
по отдельным учебным предметам в виде сдвоенных уроков, изучаемых на повышенном уровне в VIII – IX классах учреждений общего среднего образования;
по одному учебному предмету в виде сдвоенных уроков
в X – XI (XII) классах учреждений общего среднего образования, в которых отдельные учебные предметы изучаются на повышенном уровне.
Допускается объединять два учебных занятия по учебным предметам (учебным дисциплинам) ”Физическая культура“ и ”Физическая культура и здоровье“ при получении:
высшего образования;
среднего специального образования – на основе профессионально-технического образования;
среднего специального и профессионально-технического образования – на основе общего среднего образования, общего базового образования на III и IV курсах.
В остальных случаях в учреждениях для детей допускается объединять два учебных занятия по учебному предмету (учебной дисциплине) ”Физическая культура и здоровье“ только при проведении учебных занятий по лыжной подготовке.
66. Обучающимся учреждений дошкольного образования, I классов, при нахождении в санаторно-курортных организациях, на стационарном лечении в организациях здравоохранения домашние задания задаваться не должны.
67. Контрольные работы (за исключением учреждений для взрослых), курсовые проекты (курсовые работы), зачеты (дифференцированные зачеты) и экзамены в учреждениях должны проводиться в соответствии с графиком, утвержденным руководителем учреждения (заместителем руководителя по учебной работе) не более чем по одному учебному предмету (учебной дисциплине) в день в одном классе (учебной группе).
Проведение контрольных работ, курсовых проектов (курсовых работ), зачетов (дифференцированных зачетов) и экзаменов (за исключением выпускных) в пятницу и на последних часах учебных занятий запрещается в учреждениях общего среднего, профессионально-технического, среднего специального образования для учащихся первого и второго курсов, получающих образование на основе общего базового образования.
Для обучающихся в заочной форме получения высшего образования допускается совмещение в один день учебных занятий и одного из видов текущей аттестации. В случае отсутствия учебных занятий допускается проведение в один день не более одного экзамена и одного зачета или не более двух зачетов.
68. В целях организации учебных занятий по физической культуре обучающиеся в учреждениях на основании медицинских справок о состоянии здоровья должны распределяться на основную, подготовительную, специальную медицинскую группу, группу лечебной физической культуры.
Занятия должны проводиться с обучающимися:
подготовительной группы – вместе с основной группой согласно рекомендации врача-педиатра (врача общей практики);
специальной медицинской группы – педагогическими работниками, прошедшими специальную подготовку, отдельно от основной группы;
группы лечебной физической культуры – медицинским работником, прошедшим подготовку по лечебной физической культуре, в оборудованных для этих целей помещениях организаций здравоохранения или учреждений образования.
Физическая нагрузка для обучающихся должна быть с учетом состояния здоровья.
Наполняемость специальной медицинской группы должна быть не более 12 обучающихся.
69. Учебное занятие по физической культуре с обучающимися должно состоять из вводной части, общеразвивающих упражнений, основных движений или подвижной игры (в учреждениях для детей в возрасте до 7 лет), заключительной части.
Двигательная активность обучающихся на учебных занятиях по физической культуре должна составлять от 70 до 85 процентов от общей длительности учебного занятия, при этом частота пульса во время учебных занятий с обучающимися основной группы в заключительной части занятия не должна превышать исходный показатель более чем на 15 – 20 процентов в зависимости от возраста.
Администрацией учреждения совместно с медицинским работником должен осуществляться контроль за организацией физического воспитания обучающихся, в том числе с выборочной оценкой учебных занятий по физической культуре.
Обучающиеся допускаются к учебным занятиям по физической культуре, спортивно-массовым, физкультурно-оздоровительным мероприятиям только в спортивной одежде и обуви, к занятиям в спортивных секциях, участию в спортивных соревнованиях – с письменного разрешения медицинского работника.
70. В учреждениях не допускается проведение учебных занятий по физической культуре, спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий с обучающимися на открытом воздухе при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также при температуре воздуха ниже –15 °C и скорости движения воздуха более 3 м/с.
Учебные занятия по физической культуре, спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия с обучающимися могут не проводиться при более высоких температурах атмосферного воздуха, чем указано в настоящем пункте, но при сильном ветре.
71. В учреждениях при организации труда обучающихся:
71.1. должны соблюдаться требования к охране труда, установленные Трудовым кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-З ”Об охране труда“;
71.2. должны соблюдаться требования к организации трудового, производственного обучения, практики, общественно полезного труда обучающихся, установленные согласно приложению 13;
71.3. запрещается привлекать детей:
к работам в соответствии со списком работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, установленным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 июня 2013 г. № 67;
к любым видам работ в вечернее (позже 20.00 часов) и ночное время, в выходные и праздничные дни;
к выполнению опасных для жизни и здоровья видов работ (очистка электросветильников, мытье окон, очистка от снега крыш зданий, обслуживание котельной, нарезка хлеба и гастрономических изделий), тяжелых работ (ручная стирка постельного белья);
к работам, опасным в эпидемическом отношении (уборка санитарных узлов и мест общего пользования – лестничных площадок, пролетов, коридоров, умывальных, уборка и вывоз отходов и нечистот, очистка мусоросборников и другое);
к выполнению работ, связанных с использованием ядохимикатов;
к приготовлению блюд, мытью посуды, обеденных столов, пола в обеденном зале и производственных помещениях объекта питания, к розливу или порционированию готовых блюд, кроме самообслуживания за своим столом.
72. В учреждениях допускается использование ПЭВМ и ВДТ лицами начиная с 5-летнего возраста. Детьми в возрасте от 5 до 6 лет запрещается использование портативных ПЭВМ и ВДТ.
Продолжительность занятия компьютерными играми для детей в возрасте от 6 до 9 лет должна быть не более 10 минут, развивающих занятий в свободном режиме – не более 25 минут.
После каждого занятия необходимо организовывать перерывы длительностью не менее 10 минут. На занятиях следует выполнять упражнения для глаз, проводить физкультурные паузы.
73. Продолжительность каникул обучающихся устанавливается Кодексом Республики Беларусь об образовании.
Дополнительные каникулы должны быть предусмотрены продолжительностью не менее одной календарной недели:
для учащихся I – II классов – третья неделя февраля;
для учащихся первого и второго курсов учреждений профессионально-технического образования, получающих образование на основе общего базового образования, – конец марта – начало апреля.
ГЛАВА 8
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕДИЦИНСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ
74. Медицинское обеспечение обучающихся в учреждениях должно осуществляться медицинскими работниками учреждений и территориальных организаций здравоохранения в порядке, установленном законодательством.
В учреждениях, расположенных в сельской местности, допускается организация медицинской помощи детям на базе территориальных организаций здравоохранения (фельдшерско-акушерские пункты, врачебные амбулатории, амбулатории врача общей практики и другие).
В учреждениях помещения медицинского назначения должны предусматривать наличие медицинского и процедурного кабинетов, других медицинских кабинетов – в соответствии с необходимостью.
В действующих учреждениях образования допускается наличие совмещенного медицинского и процедурного кабинетов.
В местах проживания обучающихся, за исключением детских городков (деревень), дополнительно к медицинскому и процедурному кабинетам рядом с медицинским кабинетом должен предусматриваться медицинский изолятор с выделением не менее двух палат для детей с подозрением на воздушно-капельные и кишечные инфекции (с отдельными туалетами или индивидуальными биотуалетами).
В учреждениях дошкольного образования, специальных дошкольных учреждениях допускается предусматривать одну палату медицинского изолятора.
75. В целях предупреждения заноса и распространения кожных заразных и инфекционных заболеваний в учреждениях для детей медицинские работники должны:
контролировать своевременность прохождения медицинских осмотров детьми и работниками, проведения профилактических прививок детям в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок, осматривать детей на педикулез в порядке, определенном Министерством здравоохранения;
после выходных, праздничных дней и каникул в местах проживания обучающихся проводить опрос и выборочные профилактические осмотры детей в целях выявления заболевших детей;
выявленного заболевшего ребенка своевременно изолировать (в медицинский изолятор при его наличии) с последующей госпитализацией в соответствующую организацию здравоохранения или отправкой по месту жительства с одновременным информированием организации здравоохранения;
организовывать и контролировать проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий, обеспечить наблюдение за детьми, бывшими в контакте с инфекционными больными.
76. Прием в учреждение, лечение в медицинском изоляторе обучающихся с кожными заразными и острыми инфекционными заболеваниями запрещаются.
77. В местах проживания обучающихся учреждений для детей допускается проведение санации ребенка с педикулезом непосредственно в учреждении с использованием противопедикулезной укладки. При необходимости должна проводиться повторная обработка через 10 дней.
78. Медицинские работники в учреждениях для детей в пределах своих функциональных обязанностей совместно с администрацией учреждений должны:
78.1. осуществлять контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований при организации образовательного процесса и воспитании детей в соответствии с настоящими специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями;
78.2. организовывать гигиеническое воспитание детей, включающее:
мероприятия по формированию здорового образа жизни, мотивированного поведения по сохранению собственного здоровья (игры, викторины, дни здоровья, вечера вопросов и ответов, информационно-образовательные проекты и другие мероприятия по здоровому питанию, гигиене юношей и девушек, профилактике венерических заболеваний, вируса иммунодефицита человека, вредных привычек, гигиене полости рта и иным актуальным темам) в соответствии с возрастом детей;
обучение детей навыкам слежения за состоянием функциональных систем организма и использования их на практике.
79. В местах проживания обучающихся:
каждый обучающийся должен иметь индивидуальные предметы личной гигиены;
должна быть обеспечена ежедневная чистка зубов детьми с 2 лет с использованием зубной пасты;
зубные щетки и стаканчики должны храниться в условиях, предупреждающих их загрязнение.
РАЗДЕЛ III
ОТДЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧРЕЖДЕНИЯМ
ГЛАВА 9
ОТДЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧРЕЖДЕНИЯМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
80. На территории учреждения дошкольного образования количество групповых площадок, теневых навесов, веранд или террас должно соответствовать количеству групп.
На групповых площадках должно быть травяное покрытие, покрытие из утрамбованного грунта (иное аналогичное покрытие).
81. Учреждения дошкольного образования при соблюдении требований настоящих специфических санитарно-эпидемиологических требований допускается размещать во встроенно-пристроенных, пристроенных или встроенных в жилые дома помещениях.
Встроенно-пристроенные или пристроенные к жилым домам помещения учреждений дошкольного образования должны размещаться не выше второго этажа вместимостью не более чем на 75 детей. При этом должен быть выделен самостоятельный огражденный земельный участок с игровыми площадками, обеспечены автономные системы водоснабжения, канализации, отопления, механической приточно-вытяжной и естественной вытяжной вентиляции, обеспечены звукоизоляция и гидроизоляция от помещений жилого здания.
Встроенные в жилые дома помещения учреждений дошкольного образования могут размещаться на первых этажах вместимостью не более чем на две группы с кратковременным пребыванием (не более 7 часов) детей в возрасте от 3 до 7 лет. При этом должна быть оборудована игровая площадка на озелененной придомовой территории площадью не менее 90 кв. м на группу (10 – 12 детей) с теневым навесом или крытой верандой, обеспечен нормируемый объем помещений с учетом их высоты от пола до потолка, созданы условия для подогрева доставляемой горячей пищи (или приготовления пищи) при длительности пребывания воспитанников от 4 до 7 часов. При длительности пребывания воспитанников от 5 до 7 часов должны быть обеспечены условия для организации дневного сна.
Учреждения дошкольного образования допускается размещать в отдельном блоке здания учреждения общего среднего образования при соблюдении требований настоящих специфических санитарно-эпидемиологических требований по составу, оборудованию и площадям помещений, их инсоляции, санитарно-техническому благоустройству, оборудованию игровых площадок.
82. В здании учреждений дошкольного образования должны предусматриваться помещения групповых ячеек, физкультурно-оздоровительного (музыкальный и спортивный залы или музыкально-гимнастический зал), медицинского, административно-хозяйственного назначения (помещения объекта питания, прачечной, служебные и бытовые помещения).
В помещения групповых ячеек должны быть обустроены отдельные входы.
Общий вход может предусматриваться на 2 групповые ячейки для детей в возрасте до 3 лет и на 2 – 4 групповые ячейки для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
При проектировании, строительстве, реконструкции и перепрофилировании здания допускается возможность увеличения количества групповых ячеек с одним входом при обеспечении возможности организации отдельного входа в случае осложнения санитарно-эпидемической ситуации в группе.
83. Состав и площади помещений групповой ячейки учреждений дошкольного образования установлены согласно приложению 14.
В составе групповой ячейки для детей в возрасте до 3 лет предусматриваются спальни и игровые, для детей в возрасте от 3 до 7 лет игровые допускается совмещать со спальней (игровые с зоной отдыха).
Все помещения групповой ячейки должны быть размещены на одном этаже.
Допускаются объединение и размещение на первом этаже раздевальных для 2 – 4 групп для детей в возрасте от 3 до 7 лет, в том числе расположенных на втором и третьем этажах.
84. Приемные-раздевальные групповых ячеек должны оборудоваться шкафами для верхней одежды детей, предусматривающими разделение хранения верхней одежды, головных уборов и обуви, а также скамейками, шкафами для верхней одежды работников.
В туалетных помещениях должны быть настенные вешалки с индивидуальными ячейками для хранения полотенец и предметов личной гигиены детей, шкафы с отдельными ячейками для хранения индивидуальных горшков.
85. Основные составляющие режима дня детей в учреждениях дошкольного образования должны предусматриваться с учетом продолжительности обязательных компонентов режима дня детей в учреждениях с круглосуточным пребыванием согласно приложению 11.
В учреждениях дошкольного образования с пребыванием 10,5 часа и более пребывание детей на открытом воздухе должно организовываться не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 часов 20 минут.
При организации занятий (игр) нагрузка для детей дошкольного возраста должна соответствовать типовому учебному плану и учебной программе дошкольного образования с учетом состояния здоровья, психофизиологической подготовленности детей.
В начале и конце недели должны предусматриваться занятия, облегченные по содержанию и умственной нагрузке.
86. Занятия с детьми в рамках оказания дополнительных образовательных услуг допускается организовывать не ранее чем со средней группы (от 4 до 5 лет). Продолжительность занятия должна быть от 20 до 35 минут в соответствии с возрастом воспитанников.
Дополнительные занятия должны проводиться не чаще двух раз в неделю для воспитанников средней группы (от 4 до 5 лет), трех раз в неделю – для воспитанников старшей группы (от 5 до 7 лет).
Организация занятий в приемных-раздевальных, спальнях, оборудованных стационарными кроватями, запрещается.
При организации дополнительных образовательных услуг не допускается сокращение продолжительности дневного сна, пребывания на открытом воздухе.
РАЗДЕЛ IV
ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕКТАМ ПИТАНИЯ
ГЛАВА 15
ТРЕБОВАНИЯ К ПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ
129. В учреждениях для детей, учреждениях высшего образования должны быть созданы условия для организации горячего питания обучающихся.
Учреждением и (или) субъектом общественного питания должна быть разработана программа производственного, в том числе лабораторного, контроля за безопасностью и качеством питания, соответствием пищевой и энергетической ценности приготавливаемых блюд и кулинарных изделий (далее – блюда) рецептурам, меню-раскладкам.
Кратность и перечень исследуемых показателей блюд определяются в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов и на основании оценки рисков или идентификации опасностей.
Показатели пищевой и энергетической ценности приготавливаемых блюд должны соответствовать рецептурам блюд, меню-раскладкам. В случае установления несоответствия блюда по исследуемым показателям должны быть проведены корректирующие мероприятия с организацией повторного проведения лабораторных исследований.
130. В контроле за качеством и безопасностью питания, соблюдением настоящих специфических санитарно-эпидемиологических требований должны участвовать администрация учреждения, субъект общественного питания, медицинские работники в пределах своих функциональных обязанностей, советы по питанию, общественные советы.
Выдача готовых блюд в объектах питания должна проводиться после проведения органолептической оценки качества блюд членами бракеражной комиссии с соответствующей записью в журнале по контролю за качеством пищи (бракеражном журнале).
При выявлении нарушений в части соответствия требований к кулинарной обработке и (или) качеству блюда такое блюдо к выдаче не допускается, о чем производится соответствующая запись в бракеражном журнале.
ГЛАВА 20
ТРЕБОВАНИЯ К РАЦИОНАМ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ОБЪЕКТАХ
ПИТАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
146. Интервалы между основными приемами пищи (завтрак, обед, ужин) должны составлять не менее 3,5 часа и не более 4 часов.
Количество приемов пищи в учреждении для детей, в том числе дополнительные (второй завтрак и (или) полдник, второй ужин) к основным приемам, должно быть при пребывании от 3,5 до 6 часов – не менее одного (второй завтрак, либо обед, либо полдник, либо ужин), от 6 до 8 часов – не менее двух, от 8 до 10,5 часа – не менее трех, от 10,5 до 24 часов – не менее четырех, а в учреждениях с оздоровительной и лечебной деятельностью – не менее пяти.
147. Питание детей должно отвечать научно обоснованным принципам питания к выбору пищевых продуктов и употреблению их в пищу (принципам детской диететики).
Горячее питание должно осуществляться по дневным (суточным) рационам на основе примерных двухнедельных рационов, разработанных учреждениями или субъектами общественного питания и утвержденных руководителем учреждения и субъекта общественного питания.
Примерные двухнедельные рационы должны разрабатываться на основании установленных норм физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных возрастных групп (от 1 года до 3 лет, от 3 до 7 лет, от 7 до 11 лет, от 11 до 14 лет, от 14 до 17 лет) с учетом:
установленных норм питания для детей в разных типах (видах) учреждений;
утвержденных в установленном порядке сборников технологических карт блюд и изделий (для детей раннего и дошкольного возраста, учреждений общего среднего и профессионально-технического образования, диетического питания), технологических карт фирменных (новых) блюд;
сезонности (летне-осенний, зимне-весенний периоды);
рационального распределения общей калорийности суточного рациона по приемам пищи: завтрак – 20 – 25 процентов, обед – 30 – 35 процентов, полдник – 10 – 15 процентов, ужин – 20 – 25 процентов, второй ужин – 8 – 10 процентов.
В учреждениях с круглосуточным пребыванием не позднее чем за один час до сна дети должны получать кисломолочный напиток с мучным кондитерским изделием.
Примерные двухнедельные рационы в детских деревнях (городках) используются в качестве методического материала.
В учреждениях дошкольного образования при 3-разовом питании (9 – 10,5-часовой режим пребывания) полдник должен составлять 20 – 25 процентов от суточной физиологической потребности ребенка в энергии.
В учреждениях общего среднего, специального образования детям, которые не находятся в группе продленного дня, должен предоставляться второй горячий завтрак или обед. При этом калорийность второго горячего завтрака должна составлять не менее 20 – 25 процентов от суточной физиологической потребности ребенка в энергии.
Калорийность дневного (суточного) рациона при 3 – 5-разовом питании должна обеспечиваться за счет белков – на 10 – 15 процентов, жиров – на 30 – 32 процента, углеводов – на 55 – 60 процентов.
В период неисправности электрического торгово-технологического оборудования, недопоставок пищевых продуктов или по другим обоснованным причинам производится замена блюд, равнозначных по пищевой и энергетической ценности.
В пути следования на транспорте или во время походов и экскурсий для детей должны быть организованы питание и питьевой режим с использованием упакованной питьевой воды.
148. В объектах питания для детей должны быть приняты меры по быстрому и качественному обслуживанию детей и с возможностью выбора рационов (блюд).
149. Для детей, находящихся на диетическом (лечебном и профилактическом) питании, дневной (суточный) рацион подлежит коррекции в соответствии с рекомендациями врача-педиатра участкового (врача общей практики) на основании нормативных документов по диетическому (лечебному и профилактическому) питанию. Для детей, получающих данное питание, допускаются отклонения от установленных норм питания по отдельным пищевым продуктам с учетом необходимости их замены.
В случае необходимости должны разрабатываться отдельные от общих рационы диетического (лечебного и профилактического) питания (для больных целиакией, фенилкетонурией, сахарным диабетом и других).
150. В примерных двухнедельных рационах детей, получающих 2 – 5-разовое питание, молоко и кисломолочные напитки, масло растительное и масло из коровьего молока, сахар, мясо (птица), хлеб, крупа, овощи, свежие фрукты или соки (нектары) должны предусматриваться ежедневно, другие пищевые продукты (рыба, яйца, сыр, творог, сметана) – два – три раза в неделю.
Допускаются отклонения +/–10 процентов от установленных норм питания в течение недели, месяца при условии выполнения по итогам месяца норм физиологических потребностей ребенка в энергии и пищевых веществах.
151. Для категории детей, для которых установлены нормы питания, должен быть организован ежедневный учет расхода пищевых продуктов.
Каждые 10 дней и по окончании месяца уполномоченным лицом учреждения (или медицинским работником в учреждениях с круглосуточным пребыванием детей) должен проводиться анализ выполнения норм питания.
В учреждениях с круглосуточным пребыванием детей медицинским работником по окончании месяца должна проводиться оценка пищевой и энергетической ценности рационов питания детей.
152. Питание детей должно быть щадящим по химическому составу и способам приготовления.
Способами приготовления блюд должны преимущественно являться запекание, варение, приготовление на пару.
В питании детей не должны использоваться пищевые продукты, не отвечающие принципам детской диететики. Перечень пищевых продуктов, не отвечающих принципам детской диететики, установлен согласно приложению 23.
В питании детей должны использоваться:
диетические яйца, нежирное мясо (свинина мясная, говядина первой категории или телятина);
цыплята-бройлеры, куры или индейка потрошеные первого сорта (категории), субпродукты первой категории;
колбасы и сосиски вареные с маркировкой для детей дошкольного и школьного возраста или высшего сорта (не более одного раза в неделю в учреждениях для детей с дневным пребыванием детей, двух раз в неделю – с круглосуточным пребыванием детей);
из жиров – масло из коровьего молока и масло растительное;
богатые пектином кондитерские изделия (зефир, мармелад, джем);
йодированная соль;
преимущественно охлажденные, а не замороженные мясные полуфабрикаты.
153. В соответствии с нормами питания должна проводиться С-витаминизация супов или сладких блюд (напитков) аскорбиновой кислотой. Не проводится витаминизация соков в связи с запретом их слива в одну емкость.
С-витаминизацию рационов допускается не проводить, если содержание витамина С в получаемых детьми витаминных или витаминно-минеральных комплексах обеспечивает суточную потребность в нем ребенка не менее чем на 80 процентов.
154. В учреждениях для детей допускается организовывать буфеты, кафе и кафетерии в качестве дополнительного к горячему питания с реализацией (в целях профилактики макро- и микронутриентной недостаточности среди детей) следующих пищевых продуктов и блюд:
свежие фрукты и овощи, салаты из свежих и вареных овощей, из морепродуктов;
изделия творожные (сырки, пудинги), молоко и кисломолочные напитки стерилизованные или пастеризованные (в том числе обогащенные макро- и микронутриентами, живыми бактериальными культурами), сыры сычужные твердые и (или) плавленые в промышленной (порционной) упаковке;
соки и нектары плодовые (фруктовые) преимущественно в промышленной (порционной) упаковке, напитки собственного изготовления (из клюквы, шиповника, других ягод и фруктов), сладкие блюда (желе и другие) промышленного и собственного производства;
орехи (кроме сырого арахиса), сухофрукты и их смеси, зерновые хлебцы (в том числе обогащенные макро- и микронутриентами) в промышленной упаковке;
холодные блюда из мяса и мясных продуктов, рыбы и рыбных продуктов, бутерброды с использованием готовых пищевых продуктов (мясные, колбасные и другие);
мучные изделия и сладости (мармелад, зефир, шоколад и другое) в промышленной (порционной) упаковке не более 10 наименований.
В буфетах учреждений для детей:
отдельные мучные изделия (пицца, или смаженка, или сосиска в тесте, или другое мучное изделие с использованием мясного (колбасного) фарша) допускается реализовывать не чаще двух раз в неделю;
реализуемые пищевые продукты должны быть преимущественно с маркировкой для питания детей дошкольного и школьного возраста или отвечать требованиям к данным пищевым продуктам;
должны быть созданы условия для подогрева блюд.
155. Для организации питьевого режима детей должна использоваться упакованная питьевая вода или из централизованной водопроводной системы после ее доочистки через локальные фильтры промышленного производства либо кипяченая вода.
Места для организации питьевого режима должны быть максимально приближены к учебным помещениям.
При организации питьевого режима должна использоваться одноразовая посуда. В обеденном зале и при организации питания через буфетные допускается использование многоразовой посуды.
Кипяченая вода должна храниться в закрытых емкостях с водоразборным краном (или в кувшинах) в течение не более 4 часов.
ГЛАВА 21
ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНОЛОГИИ ПРИГОТОВЛЕНИЯ БЛЮД В ОБЪЕКТАХ ПИТАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
156. Блюда должны готовиться на каждый прием пищи, могут храниться на электроплите или электромармите не более 3 часов с момента приготовления.
Порядок приготовления блюд должен соответствовать технологическим картам блюд, обеспечивать их качество и безопасность.
157. Мясо, мясо птицы и кроликов, рыба должны размораживаться в дефростере.
Допускается размораживать мясо, мясо птицы и кроликов в условиях холодильника при температуре +2 – +6 °С в течение 48 часов.
Допускается размораживание мяса, мяса птицы и кроликов замороженных, рыбы и рыбных продуктов всех наименований мороженых и глазированных на воздухе в мясо-рыбном цехе в течение не более 6 часов, рыбы и рыбных продуктов (кроме рыбного филе) – в холодной воде с температурой не выше +12 °C из расчета 2 л на 1 кг рыбы с добавлением соли (7 – 10 г на 1 л).
158. Допускается обработка птицы на столе, предназначенном для мяса, с последующей дезинфекцией поверхности стола и инвентаря после завершения работы с мясом птицы.
159. Овощи, фрукты, используемые для приготовления блюд в сыром виде, после очистки и мытья должны бланшироваться, зелень и ягоды – промываться охлажденной кипяченой водой. Кочаны капусты перед бланшировкой должны разрезаться на 2 – 4 части.
Очищенные сырые овощи допускается хранить в подсоленной воде не более 2 часов.
Овощи, предназначенные для салатов, следует варить в неочищенном виде.
Неочищенные и очищенные отварные овощи допускается хранить не более 6 часов, готовые салаты перед заправкой – не более 2 часов при температуре +2 – +6 °C.
Заправка салатов должна производиться непосредственно перед их отпуском.
160. Необработанные яйца должны обрабатываться в мясо-рыбном цехе.
Заносить в производственные помещения для готовой продукции и хранить в них необработанные яйца в фасовочной таре запрещается.
Яйца необходимо варить в течение 10 минут после закипания воды.
161. Пищевые продукты, не используемые в питании детей в целях профилактики острых кишечных инфекций, установлены согласно приложению 24.
Приложение 1
к специфическим санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и эксплуатации учреждений образования
07.08.2019 № 525
ПЛОЩАДЬ
учебных помещений учреждений
Площадь учебных помещений из расчета на одного обучающегося в одну смену должна быть:
1) учебных помещений (классы, кабинеты) для теоретических занятий:
в учреждениях для детей, за исключением учреждений специального образования, не менее 2 кв. м, а при проектировании, строительстве, реконструкции и перепрофилировании – не менее 2,2 кв. м;
в учреждениях для взрослых – не менее 2,2 кв. м;
2) учебных кабинетов по естественным наукам (химия, физика, биология) в учреждениях и лабораторий общетеоретического профиля в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования – не менее 2,2 кв. м (при проектировании, строительстве, реконструкции и перепрофилировании – не менее 2,4 кв. м), в учреждениях высшего образования – не менее 4 кв. м;
3) лабораторий, помещений, кабинетов для занятий по учебным предметам (учебным дисциплинам) профессионального компонента, курсового и дипломного проектирования в учреждениях профессионально-технического, среднего специального образования – не менее 2,4 кв. м, высшего образования – не менее 6 кв. м;
4) учебных помещений в учреждениях специального образования:
в ЦКРОиР – не менее 4,2 кв. м;
в специальных дошкольных учреждениях, специальных общеобразовательных школах (специальных общеобразовательных школах-интернатах) и вспомогательных школах (вспомогательных школах-интернатах):
для детей с интеллектуальной недостаточностью, с трудностями в обучении – не менее 2,2 кв. м;
для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата – не менее 3,5 кв. м;
для детей с другими видами нарушений – не менее 3 кв. м;
5) лекционных аудиторий при проектировании, строительстве, реконструкции учреждений профессионально-технического и среднего специального образования, учреждений для взрослых – не менее 1,8 кв. м при вместимости от 25 до 30 обучающихся, не менее 1,5 кв. м – при вместимости от 50 до 75 обучающихся, не менее 1,3 кв. м – при вместимости от 75 до 100 обучающихся.
Приложение 4
к специфическим санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и эксплуатации учреждений образования
07.08.2019 № 525
МИНИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО
санитарно-технического оборудования в учреждениях
В санитарных узлах учреждений предусматривается установка следующего санитарно-технического оборудования:
1) для обучающихся в возрасте до 3 лет, в том числе в местах проживания, – 1 унитаз и 2 умывальника на группу детей, поддон с душевой сеткой на гибком шланге глубокий, слив (видуар) со смесителем, полотенцесушитель;
2) для обучающихся в возрасте от 3 до 7 лет, в том числе в местах проживания, – 1 унитаз на 7 обучающихся и 1 умывальник на 5 обучающихся, поддон с душевой сеткой на гибком шланге мелкий, слив (видуар) со смесителем, полотенцесушитель;
3) для обучающихся в возрасте от 7 лет в учреждениях общего среднего, специального образования:
1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 50 девочек;
1 унитаз и 1 умывальник на 30 мальчиков, 1 писсуар на 60 мальчиков;
4) для обучающихся в учреждениях профессионально-технического, среднего специального образования, учреждениях для взрослых:
1 унитаз на 30 обучающихся женского пола;
1 унитаз и 1 писсуар на 40 обучающихся мужского пола;
1 умывальник на 3 унитаза (в учреждениях профессионально-технического образования – на 2 унитаза);
5) для обучающихся в возрасте от 7 до 17 лет в местах проживания обучающихся на каждые 20 мест:
3 умывальника и 2 ножные ванны, 2 – 3 душевые кабины;
для девочек – 2 унитаза и комната гигиены для девочек (унитаз, биде, умывальник);
для мальчиков – 2 унитаза и 1 писсуар.
В действующих учреждениях допускаются отклонения от указанного в настоящем приложении минимального количества санитарно-технического оборудования до проведения капитального ремонта или реконструкции.
В учреждениях, включая места проживания, для обучающихся от 11 лет должны быть оборудованы комнаты личной гигиены из расчета одна на 70 обучающихся женского пола.
При проектировании, строительстве, реконструкции и перепрофилировании учреждений комнаты гигиены предусматриваются для всех обучающихся в возрасте от 7 лет из расчета одна на 100 человек, но не менее одной на учреждение.
Приложение 6
к специфическим санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и эксплуатации учреждений образования
07.08.2019 № 525
ТЕМПЕРАТУРА ВОЗДУХА
в помещениях учреждений (в холодный период года*)
Наименование помещений
|
Температура воздуха, ºС
|
|
Оптимальная температура воздуха
в помещениях учреждений для детей
|
1. Для детей в возрасте до 3 лет:
|
|
приемные-раздевальные, игровые, спальные, туалетные, помещения медицинского назначения
|
+21 – +23
|
2. Для детей в возрасте от 3 до 7 лет:
|
|
приемные-раздевальные, групповые с зоной отдыха, игровые, туалетные, столовые
|
+19 – +21
|
спальные и жилые
|
+20 – +22
|
3. Для детей в возрасте до 7 лет:
|
|
залы для музыкальных занятий и занятий по физической культуре
|
+18 – +20
|
помещения для детского творчества
|
+20 – +22
|
душевые
|
не ниже +26
|
жилые, гостиные
|
+20 – +22
|
4. Для детей в возрасте от 7 лет:
|
|
учебные, библиотека, читальный зал, помещения для дополнительного образования
|
+18 – +20
|
лекционные аудитории, залы курсового и дипломного проектирования
|
+17 – +20
|
мастерские, кабинеты обслуживающих видов труда
|
+16 – +17
|
производственные (учебно-производственные) мастерские
|
+15 – +17
|
актовый зал
|
не ниже +17
|
спортивный и хореографический залы, зал ритмики
|
+15 – +18
|
раздевальные при спортивном и хореографическом залах, зале ритмики
|
+19 – +23
|
музыкальный и гимнастический залы
|
+18 – +19
|
спальные
|
+18 – +20
|
жилые
|
+20 – +22
|
умывальные
|
+20 – +23
|
санитарные узлы
|
+19 – +21
|
душевые
|
не ниже +25
|
Допустимая температура воздуха в помещениях
учреждений для взрослых
|
5. Для учебных помещений
|
+18 – +23
|
6. Для жилых помещений
|
+18 – +24
|
7. Для помещений для занятия подвижными видами спорта
|
+15 – +21
|
8. Для помещений с временным пребыванием людей (вестибюли, гардеробные, коридоры, лестницы, санитарные узлы, кладовые)
|
+14 – +20
|
–––––––––––––––––––
* Холодный период года – период года, характеризующийся среднесуточной температурой наружного воздуха, равной +8 °С и ниже.
Приложение 7
к специфическим санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и эксплуатации учреждений образования
07.08.2019 № 525
ПОМЕЩЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ,
в которых допускается не предусматривать естественное освещение
В учреждениях допускается не предусматривать естественное освещение:
в буфетных;
в приемных учреждений дошкольного образования, специальных дошкольных учреждений;
в санитарных узлах для работников, при помещениях (залах) физкультурно-спортивного назначения, музыкальных, танцевальных залах;
в ресурсных центрах, складских помещениях, хозяйственных и инвентарных кладовых, в том числе для хранения спортивного оборудования и спортивного инвентаря, уборочного инвентаря, моющих средств и средств дезинфекции;
в помещениях для сушки одежды и обуви;
в приемных медицинского изолятора;
в внутриквартирных коридорах и холлах (детские деревни, городки);
в киноаудиториях, актовых залах и концертных залах, кино-, звуко- и светоаппаратных;
в помещениях, размещение которых разрешено в подвалах зданий;
в иных помещениях в соответствии с гигиеническими нормативами, устанавливающими требования к естественному и искусственному освещению жилых и общественных зданий, строительными нормами проектирования.
Приложение 8
к специфическим санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и эксплуатации учреждений образования
07.08.2019 № 525
ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ
столов и стульев детских и ученических, кроватей, требования к расстановке детской и ученической мебели, производственного оборудования в мастерских, производственных (учебно-производственных) мастерских
Группа мебели
|
Цвет маркировки
|
Рост детей, см
|
Высота мебели, см
|
стол
|
стул
|
00
|
черный
|
до 85
|
34
|
18
|
0
|
белый
|
свыше 85 до 100
|
40
|
22
|
1
|
оранжевый
|
свыше 100 до 115
|
46
|
26
|
2
|
фиолетовый
|
свыше 115 до 130
|
52
|
30
|
3
|
желтый
|
свыше 130
|
58
|
34
|
4
|
красный
|
от 145 до 160
|
64
|
38
|
5
|
зеленый
|
от 160 до 175
|
70
|
42
|
6
|
голубой
|
свыше 175
|
76
|
46
|
Длина кровати для детей в возрасте до 3 лет должна быть не менее 120 см, от 3 до 7 лет – не менее 140 см. Ширина кроватей для обучающихся в возрасте до 7 лет должна быть не менее 60 см.
Столы и стулья, парты должны иметь цветовую маркировку.
Высота подвеса нижнего края классной доски (в том числе интерактивной доски) должна быть 70 – 80 см в помещениях для детей от 4 до 10 лет, 95 см – для детей от 11 лет. Расстояние от первых столов, парт до доски должно быть в пределах 1,6 – 2 м в среднем ряду и 2,4 м – в крайних рядах, от последних столов, парт – не более 8,6 м.
Шкафы и другое оборудование устанавливаются у задней стены учебного помещения.
В мастерских, производственных (учебно-производственных) мастерских:
столярные верстаки должны расставляться рядами перпендикулярно, параллельно или под углом 45° по отношению к окнам, слесарные –перпендикулярно;
сверлильные, заточные и другие станки должны устанавливаться на специальном фундаменте перпендикулярно, параллельно или под углом 30 – 45° по отношению к окнам;
швейные машины в кабинетах обслуживающих видов труда должны устанавливаться вдоль окон в 1 – 2 ряда;
должны быть обеспечены проходы между рядами станков, между станками в рядах, между рядами верстаков слесарных и столярных (не менее 0,8 м);
должны быть предусмотрены подставки для ног для использования при необходимости.
Комбинированный деревообрабатывающий станок должен размещаться в отдельном помещении и оборудоваться системой местной вытяжной вентиляции.
Приложение 10
к специфическим санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и эксплуатации учреждений образования
07.08.2019 № 525
ТРЕБОВАНИЯ
к содержанию постельных принадлежностей и постельного белья в учреждениях
В учреждениях:
постельные принадлежности должны быть индивидуальными;
постельное белье и полотенца при их смене должны закрепляться за каждым проживающим;
смена постельного белья должна производиться по мере загрязнения, но не реже одного раза в две недели в учреждениях для детей с дневным пребыванием детей и не реже одного раза в неделю – в местах проживания обучающихся;
смена полотенец должна производиться по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю;
загрязненное физиологическими выделениями нательное и постельное белье должно сменяться незамедлительно;
постельные принадлежности не реже одного раза в год должны просушиваться, при загрязнении подвергаться химической чистке;
не допускается использование домашних постельных принадлежностей;
не допускаются, за исключением мест проживания обучающихся учреждений высшего образования, использование постельного белья, стирка на дому постельного белья и полотенец учреждения;
переодевание ребенка в возрасте от рождения до одного года должно производиться на чистой пеленке на пеленальном столе;
после использования индивидуальные губки для купания должны простирываться с применением моющего средства горячей водой, сушиться и храниться в промаркированных емкостях с крышкой;
для сбора грязного белья должны выделяться емкости;
хранить грязное белье в туалетных помещениях или других специально отведенных для этой цели местах помещений групповой ячейки допускается не более 12 часов;
разборка грязного белья допускается только в специально отведенных для этой цели помещениях;
для работы с грязным бельем работники должны быть обеспечены сменной санитарной одеждой.
Приложение 12
к специфическим санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и эксплуатации учреждений образования
07.08.2019 № 525
ТРЕБОВАНИЯ
к режиму учебных занятий (занятий) в учреждениях
1. Учебные занятия (занятия) в учреждениях должны начинаться не ранее 8.00 в первую смену (оптимально – с 9.00) и заканчиваться во вторую смену не позднее:
19.30 – в учреждениях общего среднего образования;
21.00 – в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования;
20.30 – в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи для детей в возрасте от 6 до 16 лет, 21.00 – для детей в возрасте с 16 до 18 лет, 22.00 – для лиц старше 18 лет;
22.00 – в учреждениях высшего образования.
Учебные занятия (занятия) в учреждениях общего среднего образования во вторую смену должны начинаться не позднее 14.00.
Продолжительность учебного занятия (занятия) должна быть с детьми в возрасте:
от 1 года до 3 лет – не более 10 минут;
от 3 до 4 лет – 15 – 20 минут;
от 4 до 5 лет – 20 – 25 минут;
от 5 до 6 лет – 25 – 30 минут;
от 6 до 7 лет (I класс) – 30 – 35 минут;
от 7 лет и старше (II – XI класс) и взрослых – не более 45 минут.
2. Продолжительность учебного занятия (занятия) сокращается:
до 35 минут для детей в возрасте от 7 до 10 лет (II – IV класс) и до 40 минут – для детей от 10 лет (V – XI класс) в учреждениях для детей, расположенных на территориях радиоактивного загрязнения, в санаторно-курортных организациях и санаторных школах-интернатах;
до 25 минут для детей в возрасте от 6 до 10 лет (I – IV класс) и до 35 минут для детей от 10 лет (V – XI класс) при стационарном лечении в организациях здравоохранения.
3. При организации образовательного процесса при получении дошкольного, общего среднего, специального образования должны быть перерывы продолжительностью:
не менее 10 минут между учебными занятиями (занятиями), не менее 20 минут – для учащихся I классов;
не менее 15 минут между первой и второй сменой учебных занятий (занятий);
не менее 15 минут для организации горячего питания учащихся с учетом количества учащихся в учреждении и мест в обеденном зале и для организации динамической перемены, но не менее двух перемен;
не менее 30 минут в санаторных школах-интернатах между учебными занятиями по учебным предметам и занятиями по медицинской реабилитации, музыкально-ритмическими занятиями.
Дополнительные занятия (факультативные, стимулирующие, поддерживающие) могут проводиться не ранее чем через 20 минут после окончания учебных занятий или перед учебными занятиями в случае их начала не ранее 9.00 или перед началом учебных занятий во вторую смену.
Для учащихся вечерней школы, вечерних классов продолжительность перерывов между учебными занятиями должна быть не менее 10 минут, после второго учебного занятия – не менее 15 минут.
4. При организации индивидуальных коррекционных занятий с детьми с особенностями психофизического развития продолжительность занятий в ЦКРОиР, ПКПП, учреждениях дошкольного и общего среднего образования, коррекционных занятий в учреждениях специального образования должна составлять 15 – 30 минут (в зависимости от возраста ребенка и характера нарушения), подгрупповых и групповых занятий – 25 – 45 минут.
Для детей с детским церебральным параличом, не передвигающихся самостоятельно, допускается проведение индивидуальных занятий продолжительностью 30 – 45 минут.
При получении коррекционно-педагогической помощи в ЦКРОиР периодичность занятий должна быть 2 – 3 раза в неделю, в ПКПП – 2 – 4 раза в неделю.
Между занятиями по учебным предметам и коррекционными занятиями в специальных общеобразовательных школах (школах-интернатах), вспомогательных школах (школах-интернатах), занятиями в ПКПП в учреждениях общего среднего образования должен быть перерыв не менее 30 минут.
5. В учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, дополнительного образования взрослых должны быть перерывы продолжительностью не менее 10 минут между учебными занятиями, факультативными занятиями, в том числе при объединении их по учебному предмету (учебной дисциплине), и не менее 20 минут для организации питания.
В учреждениях для взрослых допускается сокращение перемены до 5 минут после учебного часа при объединении двух учебных часов по одной учебной дисциплине.
Приложение 14
к специфическим санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и эксплуатации учреждений образования
07.08.2019 № 525
СОСТАВ
помещений групповой ячейки и площади учреждений дошкольного образования
Наименование помещений
|
Группы для детей в возрасте до 3 лет
|
Группы для детей в возрасте от 3 до 7 лет
|
Универсальная групповая
|
|
при наполняемости групп, человек
|
при наполняемости групп, человек
|
|
15
|
12
|
20
|
12
|
20
|
|
Площадь помещений на одного воспитанника,
не менее кв. м
|
|
1. Приемная-раздевальная
|
1,2
|
1,1
|
0,8
|
1,1
|
0,8
|
|
2. Игровое и спальное помещения или групповое помещение с зоной отдыха
|
5,3
|
5,0
|
4,5
|
5,0
|
4,5
|
|
3. Туалетное помещение
|
1,1
|
1,1
|
0,9
|
1,2
|
1,0
|
|
Площадь помещений, всего кв. м
|
|
4. Ресурсный центр
|
6,0
|
6,0
|
8,0
|
6,0
|
|
5. Буфетная
|
4,0
|
4,0
|
4,0
|
4,0
|
|
Приложение 22
к специфическим санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и эксплуатации учреждений образования
07.08.2019 № 525
ТРЕБОВАНИЯ
к мытью посуды ручным способом, сушке посуды
1. Столовая посуда должна мыться горячей проточной водой с использованием трех посудомоечных ванн:
вначале в первой и третьей ванне должны мыться чашки или стаканы, затем столовые приборы, в последнюю очередь – тарелки и салатницы с использованием трех посудомоечных ванн;
моющие средства должны использоваться в первой моечной ванне в соответствии с инструкцией по применению, во второй ванне – в количестве в два раза меньше;
в третьей моечной ванне посуда должна ополаскиваться.
Кухонные посуда и инвентарь, детали электрического оборудования, посуда в буфетных учреждений, кухнях-столовых должны мыться с использованием отдельных двух посудомоечных ванн (мытье, ополаскивание). Допускается использование одной посудомоечной ванны.
Столовая и кухонная посуда, кухонный инвентарь, детали электрического оборудования должны ополаскиваться горячей проточной водой температурой не ниже +50 °C (с использованием гибкого шланга с душевой насадкой или решеток).
2. После мытья:
столовые приборы, металлический кухонный инвентарь и детали электрического оборудования должны просушиваться в сушильных (жарочных) шкафах, сухие столовые приборы должны храниться в кассетах ручками вверх;
столовая и кухонная посуда, кухонный инвентарь должны просушиваться на металлических стеллажах, полках или решетках с поддонами;
чистые разделочные доски, ножи должны храниться непосредственно на рабочих местах в металлических кассетах либо в подвешенном состоянии;
подносы после каждого использования должны протираться чистыми салфетками, а в конце дня промываться горячей водой с добавлением моющих средств;
салфетки или щетки для мытья посуды, салфетки для протирания столов после использования должны промываться под проточной водой с добавлением моющего средства, высушиваться и храниться в закрытых промаркированных емкостях.
Приложение 23
к специфическим санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и эксплуатации учреждений образования
07.08.2019 № 525
ПЕРЕЧЕНЬ
пищевых продуктов, не отвечающих принципам детской диететики
1. Консервы (маринованные, консервированные) негерметичные, с бомбажем, изготовленные в домашних условиях.
2. Закусочные консервы овощные (из обжаренных корнеплодов, в том числе фаршированных).
3. Закусочные консервы рыбные, изготовленные из рыбы, предварительно обработанной подсушкой, жарением или копчением (консервы рыбные в томатном соусе, маринаде или желе, консервы-паштеты, рыбо-растительные консервы, шпроты и другое).
4. Свиное сало.
5. Маргарин и другие гидрогенизированные масла и жиры.
6. Костные бульоны, за исключением куриного.
7. Субпродукты, кроме говяжьего и свиного языка, сердца, печени.
8. Паштеты мясные.
9. Сырокопченые мясные гастрономические изделия и колбасы.
10. Острые соусы, кетчупы, маринованные овощи с использованием столового уксуса.
11. Пищевые продукты с острым вкусом (горчица, хрен, перец красный и черный, уксус).
12. Острые сухарики.
13. Чипсы (как изделия, изготовленные во фритюре).
14. Сухие пищевые концентраты супов и гарниров быстрого приготовления.
15. Кофе натуральный.
16. Тонизирующие, в том числе энергетические, напитки.
17. Газированные напитки.
18. Карамель, в том числе леденцовая.
19. Жевательная резинка.
20. Грибы.
Приложение 24
к специфическим санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и эксплуатации учреждений образования
07.08.2019 № 525
ПИЩЕВЫЕ ПРОДУКТЫ,
не используемые в питании детей в целях профилактики острых кишечных инфекций
В целях профилактики острых кишечных инфекций в объектах питания детей запрещается:
использование остатков пищи от предыдущего приема, приготовленной накануне, одноименных блюд в течение двух дней подряд;
использование для приготовления блюд мяса и яиц водоплавающей птицы;
замораживание охлажденных мяса, птицы, рыбы или повторное их замораживание;
переливание перед раздачей из потребительской тары в емкости молока, кисломолочных и других напитков, соков;
использование сырого и пастеризованного молока в упаковке более 1 кг в натуральном виде без предварительного кипячения;
изготовление:
сырковой массы, творога, простокваши-самокваса и других кисломолочных продуктов;
блинчиков с сырым мясным фаршем, макарон с мясным фаршем (”по-флотски“) и рубленым яйцом;
студней, зельцев, мясных и рыбных заливных блюд;
кондитерских изделий с кремом;
изделий во фритюре;
окрошки и других холодных супов;
паштетов, форшмака из сельди;
яичницы-глазуньи;
холодных напитков и морсов (без термической обработки) из плодово-ягодного сырья, кваса.
Молоко и кисломолочные продукты (сметана, творог и другое) в фасовке не более 1 кг используются в питании детей без дополнительной термической обработки.м