РУС БЕЛ ENG

Родительский университет

Уважаемые родители!

  Наступают  зимние каникулы  – пора отдыха детей, интересных дел, новых впечатлений.

       У вашего ребенка появится  больше свободного времени для приключений и ребяческих фантазий, а у вас – забот и тревог за их безопасность.

  Чтобы избежать непредвиденных ситуаций с детьми, убедительно просим вас позаботиться  о безопасности ваших детей, особенно если они остаются дома без присмотра взрослых. 

      Помните, что в это время значительно увеличивается риск уличного и бытового травматизма. 

      Обсудите вместе с ребенком, чем он будет заниматься, как лучше распланировать время. Организуйте веселые каникулы своим детям, научите их жить содержательно, а не валяться перед телевизором.

     Прогулки, игры на свежем воздухе - лучший отдых после учебных занятий, которого так недостает большинству детей в учебное время. Отправляя детей на улицу,  напомните им  правила дорожного движения, еще раз расскажите своим детям об опасностях зимних дорог. Не допускайте нахождение их на улице без сопровождения взрослых в вечернее и ночное время с 22.00 ч. до 06.00 ч

 Строго контролируйте свободное время ваших детей. Не позволяете им играть пиротехникой.

Помните: неумелое обращение с пиротехникой может угрожать жизни и здоровью ваших детей. Доведите  до них правила пожарной безопасности. Научите оказывать первую медицинскую помощь при несчастных случаях.

Берегите своих детей!

Помните: жизнь и здоровье ваших детей – в ваших руках!

 

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

Рекомендации по безопасности при организации и проведении новогодних праздников:

  • запрещается применять свечи и хлопушки, устраивать фейерверки и другие световые пожароопасные эффекты, которые могут привести к пожару;

  • запрещается использование пиротехнических средств (петард, фейерверков);

  • запрещается одевать детей в костюмы из легкогорючих материалов;

  • запрещается использовать ставни на окнах для затемнения помещений;

  • запрещается оставлять без присмотра детей во время новогодних мероприятий;

  • необходимо соблюдать правила дорожного движения.

Рекомендации по безопасности на улице.

    Нужно учить детей как вести себя на улице зимой.

Вот основные моменты:

  • ребенку нужно запомнить, что надеть шапку, рукавички и застегиваться нужно, не выходя из дома, чтобы холодный воздух не проник под одежду;

  • нельзя есть снег и грызть сосульки, прикасаться к металлу;

  • на улице надо идти посередине тротуара, подальше от домов, потому что с крыши может обвалиться снег или упасть сосулька, и ни в коем случае нельзя заходить в огражденные зоны;

  • ходить по обледеневшему тротуару нужно маленькими шажками, наступая на всю подошву;

  • кататься на коньках, лыжах можно только в специально отведенных для этого местах.

Берегите своих детей!

Помните: жизнь и здоровье ваших детей – в ваших руках!

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

Рекомендации по безопасности зимней дорог.     

      Дети-пешеходы – это особая категория участников дорожного движения, которые порой забывают об опасности и устраивают игры на дороге. 
Напоминайте детям о правилах дорожного движения для пешеходов в зимний период.

 Прежде всего!

Разъясните, где, когда и как можно переходить проезжую часть.   

Расскажите, как опасно играть и кататься на горках, расположенных    рядом с дорогой.

Объясните своим детям, что на зимней дороге тормозной путь автомобиля увеличивается в 3 раза.

Одевайте детей в яркую одежду, а еще лучше иметь на ней световозвращатели – фликеры, помня о том, что в зимний период, когда на улице начинает рано темнеть, водители могут не увидеть ребенка, так как видимость ухудшается в 2 раза. К сапогам на неправильной скользкой подошве можно приклеить кусочек лейкопластыря (предварительно вымыв и высушив ее), тогда подошва будет не такая скользкая.  

Берегите своих детей!

Помните: жизнь и здоровье ваших детей – в ваших руках!


Памятка по безопасному

применению пиротехнических изделий

ПОКУПАЙТЕ ПИРОТЕХНИКУ: САЛЮТЫ, ФЕЙЕРВЕРКИ И ДРУГИЕ ПИРОТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗДЕЛИЯ ТОЛЬКО В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ МАГАЗИНАХ, А НЕ С РУК ИЛИ НА РЫНКАХ, ГДЕ ВАМ МОГУТ ПРОДАТЬ КОНТРАФАКТНУЮ ПРОДУКЦИЮ!

Помните!

  • Нельзя держать фитиль во время поджигания около лица.

  •  Поджигать фитиль нужно на расстоянии вытянутой руки. Горит он 6-8 сек. Отлетевшую от фейерверка искру трудно потушить, поэтому если она попадет на кожу - ожог обеспечен.

  • Нельзя направлять ракеты и фейерверки на людей. Ракеты - это пиротехнические изделия повышенной опасности. Иногда, при установке в снег, ракета может накрениться, изменить направление и улететь в толпу. Поэтому при использовании таких пиротехнических изделий, как ракеты, необходимо следить за тем, чтобы их пусковые трубки были надежно зафиксированы на земле.

  • Нельзя ронять пиротехнические изделия, а тем более специально бросать их под ноги!

  • Нельзя применять салюты или фейерверки при сильном ветре!

  •  Нельзя запускать фейерверк с рук (кроме хлопушек и бенгальских свечей). Нельзя подходить к зажженным салютам или фейерверкам ближе безопасного расстояния, указанного в инструкции по его применению. Нельзя носить пиротехнические изделия в карманах.

  • Нельзя наклоняться над фейерверком!

  • Нельзя разрешать детям баловаться с пиротехникой. Пиротехнические изделия - это не игрушка для детей!

  • Нельзя устраивать фейерверки или салюты ближе 20 метров от жилых помещений или легко воспламеняющихся предметов, под низкими навесами и кронами деревьев!

Берегите себя, здоровье и жизньсвоих близких и окружающих Вас людей! 

ПАМЯТКА РЕБЯТАМ

Правила поведения детей  и подростков в общественных местах во время проведения праздников, Новогодних ёлок и в других местах массового скопления людей.

  • Если вы поехали на новогоднее представление с родителями, ни в коем случае не отходите от них далеко, т.к. при большом скоплении людей легко затеряться.

  • В местах проведения массовых новогодних гуляний старайтесь держаться подальше от толпы, во избежание получения травм.

Следует:

  • Подчиняться законным предупреждениям и требованиям администрации, милиции и иных лиц, ответственных за поддержание порядка, пожарной безопасности.

  • Вести себя уважительно по отношению к участникам массовых мероприятий, обслуживающему персоналу, должностным лицам, ответственным за поддержание общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий.

  • Не допускать действий, способных создать опасность для окружающих и привести к созданию экстремальной ситуации.

  • Осуществлять организованный выход из помещений и сооружений по окончанию мероприятий.

  • При получении информации об эвакуации действовать согласно указаниям администрации и сотрудников правоохранительных органов, ответственных за обеспечение правопорядка, соблюдая спокойствие и не создавая паники.

БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ И ЯРКОГО ВАМ НОВОГО ГОДА!

С 8 по 11 ноября 2023 года Департамент по энергоэффективности проводит республиканскую информационно-образовательную акцию «Беларусь – энергоэффективная страна» под девизом «Включай энергоэффективность!», приуроченную к международному Дню энергосбережения, который ежегодно отмечается 11 ноября.

Акция проводится в целях реализации положений Директивы Президента Республики Беларусь от 14.06.2007 № 3 «О приоритетных направлениях укрепления экономической безопасности государства», Закона Республики Беларусь от 08.01.2015 № 239-З «Об энергосбережении».

Родители часто говорят своим детям о том, что детское время закончилось, однако, мало кто задумывается, а когда же действительно это время заканчивается. Ответ на этот вопрос имеется в Кодексе  «об административных правонарушениях» статья 17.13 (неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в ночное время вне жилища).

        Дело в том, что в Республике Беларусь с 2012 года введена административная ответственность родителей за нахождение детей до шестнадцати лет  на улице, в общественных местах с 23.00  до 6.00 без сопровождения родителей либо без сопровождения  совершеннолетними лицами. Следует обратить внимание, что это правонарушение родителей, а не детей и  к административной ответственности привлекаются именно родители несовершеннолетних, и протоколы также составляются именно на родителей, так как они не контролируют нахождение своих детей в указанное время.

Законом предусмотрены меры ответственности родителей за данное правонарушение. К ним относится предупреждение  либо штраф в размере до двух базовых величин, а если правонарушение совершено в течение года после наложения административного взыскания за такое же правонарушение, то размер штрафа будет значительно выше - от двух до пяти базовых величин. Ответственность эта введена не для пополнения бюджета страны, как считают многие родители, не понимая и не осознавая того,  с какими проблемами могут они столкнуться, если их ребенок в столь позднее время будет безнадзорно находится на улице, а для того, чтобы предупредить совершение преступлений, правонарушений нашими детьми, а также для того, чтобы оградить наше чадо от совершения преступлений в отношении него.

Уважаемые родители, задумайтесь о том, что нет ничего хуже, чем пустое хождение по улицам в ночное время наших детей, как показывает жизнь, к хорошим последствиям это не приводит. Займите свободное время своих чад различными кружками, секциями. Помогите им выбрать правильный путь в жизни, ведь кроме вас этого никто не сделает!

Пиромания

Пиромания –это психическое расстройство, характеризующееся навязчивым влечением к совершению поджогов и наблюдению за пожаром.

Необычное влечение чаще всего начинает формироваться в детском возрасте и наиболее распространено среди детей из социально неблагополучных семей. 

Симптомы заболевания:

  • умышленное, неоднократное осуществление поджогов;
  • потеря контроля над собой и своими действиями;
  • увлечение огнем, которое может включать в себя интерес, любопытство и влечение к огню и приспособлениям для разжигания огня (спичкам, зажигалкам);
  • сны, рисунки, игры и разговоры о пожарах и огне;
  • прожигание дыр в тканях, коврах или мебели, поджигание бумаги или других легковоспламеняющихся материалов;
  • наблюдение за пожарами по соседству, принятие участия в тушении пожаров и получение одобрения окружающих;
  • посещение пожарных частей, получение удовольствия от вида пожарных машин, оборудования для тушения пожаров;
  • нарастающее беспокойство и напряжение при планировании поджога;
  • чувство удовольствия и удовлетворения при разжигании огня;
  • пиролагния (половое возбуждение при виде огня);

Причины заболевания

Хотя определение расстройства появилось еще в 19 веке, ученым до сих пор неизвестно, каковы точные причины пиромании. Считается, что ее возникновение может быть связано с воздействием следующих неблагоприятных факторов:

  • Генетическая предрасположенность к расстройствам привычек и влечений. Известно, что риск возникновения болезни пиромания возрастает, если один из родителей ребенка страдает поведенческой зависимостью.
  • Наличие других психических заболеваний. Согласно статистике, люди, страдающие биполярным расстройством,синдромом гиперактивности, социопатическим расстройством личности, слабоумием, более склонны к возникновению пиромании, по сравнению со здоровыми людьми.
  • Суровое воспитание, детская психотравма (сексуальное, физическое или моральное насилие, пренебрежение родителей, отказ от детей).
  • Низкий социально-экономический уровень жизни семьи,алкоголизм или наркомания родителей.
  • Личностные особенности (заниженная самооценка, импульсивность, вспыльчивость, повышенная возбудимость).
  • Стрессовые ситуации (потеря близкого члена семьи, развод и т.д.)
  • Нарушение работы нейромедиаторов головного мозга (серотонина, дофамина, адреналина и др.).

Главным отличием пиромании от обычных умышленных поджогов является то, что при данном расстройстве человек не руководствуется каким-либо мотивом (например, мести) и действует не ради получения выгоды. 

Профилактика

Основными мерами профилактики пиромании является поддержка спокойной психологической атмосферы в семье, демократичный стиль воспитания, своевременное обращение к врачу при возникновении у детей поведенческих расстройств и повышенного интереса к спичкам, зажигалкам, огню и пожарам.

Людям, страдающим от данного расстройства, можно дать следующие рекомендации при пиромании:

  • не прерывать назначенный курс медикаментозного лечения и психотерапии;
  • сообщать своему лечащему врачу об ухудшении контроля импульсов;
  • работать над самоконтролем;
  • использовать техники релаксации;
  • найти более подходящую замену старой привычке, как способу получения удовольствия;
  • отказаться от употребления психоактивных веществ;
  • вести здоровый образ жизни, сбалансировано питаться, высыпаться.

При комплексном подходе к лечению и соблюдении всех рекомендаций, пиромания имеет благоприятный прогноз. 

 

Профилактика насилия в киберпространстве

   Проблема насилия над детьми в киберпространстве становится актуальной для всех стран мира. Для нее не существует границ, и изображения пострадавших детей появляются в Европе, Америке, в бывших республиках Советского Союза.

   Термин «киберпространство» был введен Уильямом Гибсоном, который впервые использовал его в 1984 году в романе «Neuromancer». В настоящее время под кибер-пространством понимается «виртуальная» совокупность информационных сетей: телефонные разговоры, чаты, другие онлайновые дискуссии, в целом вся компьютерная связь осуществляется в киберпространстве.

   Сегодня для многих подростков общение в интернете стало важной частью их жизни. В этом виртуальном мире они вступают в такое же взаимодействие, как и в реальности, общаются со сверстниками, доверяют им свои секреты, ищут информацию и обмениваются ею. Более того, ребята вступа­ют в контакт с незнакомыми людьми, заводят новых друзей, узнают и вырабатывают системы ценностей, играют и просто «болтаются», становясь при этом очень уязвимыми. Соглас­но проведенным в некоторых странах опросам подростки в интернете чаще всего общаются:

с родственниками — 44%;

с «виртуальными друзьями» — 22%;

с незнакомцами — 33%.

   Причем «виртуальные друзья» — это, как правило, тоже незнакомые люди, которым доверяют и общение с которыми носит регулярный характер. Следовательно, большая часть времени у ребят уходит на контакты с чужими людьми, поэтому виртуальный мир, как, впрочем, и реальный, может стать опасным. Специалисты выделяют четыре основных вида насилия в киберпространстве:

  • приставание, или «обхаживание», в сети (grooming),-вхождение взрослого человека в доверие к ребенку с целью использовать его в дальнейшем для сексуального удовлетворения;
  • насмешки, оскорбления, запугивание, физический или психологический террор с целью вызвать страх и добиться подчинения (bulling);
  • демонстрация материалов, способных нанести психологический или физический вред ребенку;
  • производство, распространение и использование детской порнографии и материалов, изображающих сексуальное насилие над детьми.

Груминг

   Киберпространство дает возможность устанавли­вать контакты с детьми без ведома взрослых, что часто бывает сложно сделать в реальном мире. Преступники, охотящиеся за детьми в киберпространстве, чаще всего устанавливают контакты с ними в чатах, при обмене мгно­венными сообщениями, по электронной почте или на фору­мах. Они стараются привлечь подростка вниманием, забо­той, добротой и даже подарками. Обычно они хорошо осве­домлены о музыкальных новинках и увлечениях современ­ной молодежи. Поэтому подростки часто обращаются к виртуальным друзьям за помощью в решении возникших проблем. Как правило, это дети, которые не находят понима­ния у своих близких, с трудом заводят друзей в школе, во дворе, поэтому ищут общения в сети. Именно такие дети чаще всего страдают от насилия как в реальной жизни, так и в виртуальном мире.

Схема действия преступников

   Взрослый может зайти в те места, где собираются подростки, включая чаты, форумы, онлайновый игры и т. д., и наблюдать за участниками и/или взаимодействовать с ними. Он определяет потенциально уязвимых детей, которые кажутся одинокими, чем-то расстроенными, или тех, кто ищет помощи и поддержки. Злоумышленник выслушивает проблемы подростков и сочувствует им, завоевывает доверие.

  После установления контакта on line взрослый может начать убеждать ребенка или подростка перейти из публичного чата в более уединенное место. Если подросток соглашается и продолжает общение, взрослый может приступить к более интенсивному процессу обхаживания. Он начинает постепенно втягивать подростка в обсуждение интимных вопросов, показывать материалы откровенно сексуального характера, пытаясь ослабить моральные запреты, сдерживающие молодых людей. Преступники постепенно оценивают возможность встречи с детьми в реальной жизни. Подобная тактика в дальнейшем приводит к тому, что ребенок не противится получению таких материалов и может согласиться на встречу вне сети.

  Выбранный в качестве жертвы ребенок может быть вовлечен в изготовление порнографии путем отправки своих фотографий или при помощи использования веб-камер. Впоследствии это дает преступнику дополнительное средство для контроля над подростком, которому можно угрожать разоблачением перед широкой аудиторией. Кроме этого, шантажу могут подвергаться родители подростка, особенно если это ребенок из обеспеченной семьи.

ОБХАЖИВАНИЕ — ДОСТАТОЧНО ДЛИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, И ОН МОЖЕТ БЫТЬ ПРЕРВАН НА ЛЮБОМ ЭТАПЕ, ЕСЛИ ЗЛОУМЫШЛЕННИК ПОЧУВСТВУЕТ, ЧТО ОН НЕ СМОЖЕТ ДОСТИЧЬ СВОЕЙ ЦЕЛИ.

   Следующий вид насилия:

   Буллинг (английское слово bullying, от bully — хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник). Этот вид насилия получил широкое распространение в среде подростков. Специалисты выделяют три основных вида буллинга:

— физический — агрессия с физическим насилием;

— поведенческий — жертву ставят в оскорбительные и унижающие достоинство обстоятельства, используя сплетни, бойкот, вымогательство, шантаж;

— словесный — унижение с помощью непристойных слов, издевательских ярлыков, кличек и т. д.

   Новейшее «достижение» в этой области — так называемый кибербуллинг, осуществляемый с помощью электронных средств коммуникации.

   Преследование в киберпространстве намеченного подростка может осуществляться путем передачи телефонных текстовых сообщений, изображений, посланий по электронной почте, а также через онлайновые дискуссионные группы по интересам и личные веб-страницы.

   Специфика виртуального пространства способствует вовлечению подростков в преследование сверстников. Для этого создаются сайты, посвященные учащимся, по тем или иным причинам ставшим «изгоями», им посылают анонимные оскорбительные и угрожающие сообщения, размещают в интернете компрометирующие фотографии, распускают неприличные слухи, сопровождаемые необоснованными уничижительными комментариями. Иногда наоборот — от имени того или иного подростка рассылаются оскорбительные сообщения в адрес других сверстников, зачастую сопровождаемые фотографиями.

   Последствия насилия такого рода могут быть крайне разрушительными, поскольку у подростков также могут начаться трудности межличностного общения, а также может возникнуть ощущение, что им некуда скрыться; они боятся того, что за их унижением может наблюдать большая аудитория в киберпространстве; жертвы буллинга впоследствии сами начинают преследовать других.

   К сожалению, многие подростки не сообщают о преследовании, поскольку, во-первых, не верят, что взрослые способны понять их и помочь; во-вторых, боятся последующих еще больших издевательств; в-третьих, опасаются, что им запретят пользоваться компьютером.

   Следующий вид насилия — демонстрация материалов, которые могут нанести психологический или физический вред ребенку.

   Распространение интернета увеличивает вероятность того, что дети и подростки могут получить доступ к материалам, не соответствующим их возрасту и способным причинить вред. Подростки  рассказывали, что получают информацию и приглашения в клубы самоубийц, предложения вступить в деструктивные секты, принять участие в нетрадиционных формах секса. В последнее время появилась новая опасность в виде так называемых «цифровых наркотиков».

   Конечно, наибольшее распространение имеет продукция сексуального характера. Чаще всего подростки случайно наталкиваются на порнографические изображения, но кто-то получает эти изображения от потенциальных преступников, а кто-то сознательно выходит на порносайты. Независимо от способа получения ребенком материалов, не соответствующих его возрасту, ему причиняется вред. У большинства детей и подростков откровенные сексуальные материалы вызывают беспокойство и тревогу, но для части ребят просмотр порнографии в дальнейшем становится стимулом к участию в изготовлении порноснимков. В последнее время все чаще звучат утверждения, что детская порнография в интернете приобретает угрожающие масштабы.

  Производство, распространение и использование детской порнографии или материалов, изображающих сексуальное насилие над детьми, является одним из видов насилия над детьми в киберпространстве. По данным ООН и ЮНИСЕФ:

— в интернете постоянно действуют 750 тысяч педофилов;

— ежедневно в сети появляется свыше 200 новых детских порноизображений;

— в сети существует свыше 4 млн. порносайтов с изображением детей, причем число их постоянно растет.

   Детская порнография — один из самых доходных видов криминального бизнеса. Причем распространение пор­нографических материалов представляет собой только верхушку айсберга, в основе которого — сексуальное наси­лие, торговля детьми с целью сексуальной эксплуатации.

   Новейшие технологии, в т. ч. цифровые камеры, делают производство порнографии легче и дешевле, одновременно снижая риск обнаружения. Расширяются возможности воспроизведения, хранения и распространения: оцифрованные изображения не стареют и не теряют качества при копировании. Кроме того, стало возможным объединить два изображения в одно или исказить их для получения нового изображения, т. е. трансформация. В результате непорнографические изображения детей можно превратить в порнографические, создать изображения виртуальных детей.

  Существует еще один способ создания детской порнографии, когда дети и подростки с помощью веб-камер, цифровых и телефонных камер изготавливают порнографические изображения самих себя, своих друзей и ровесников, а затем передают их в виртуальное пространство. Это происходит под давлением сверстников или по просьбе посторонних людей. Миниатюрные камеры позволяют изготавливать фото- и видеоизображения без ведома объекта съемки.

  Детская порнография может изготавливаться вне сети, а затем циркулировать в киберпространстве. Или же производиться путем съемки сексуального насилия над ребенком в реальном времени перед живой онлайновой аудиторией с помощью веб-камер.

   Риск столкнуться с любой формой кибернасилия существует для детей и подростков из всех социальных слоев, неважно, пользуются ребята интернетом или нет. Те, у кого пока нет доступа к интернету, могут стать жертвами преступников, изготавливающих детскую порнографию, или же подвергнуться преследованиям и запугиванию при помощи мобильной связи.

   Важно, что жертвами насилия в киберпространстве чаще всего становятся дети, страдающие от жестокого обращения в реальной жизни.

   Дети, пострадавшие от насилия в киберпространстве, это, как правило:

— находящиеся в социально или экономически трудном положении, (дети из малообеспеченных семей и семей группы риска);

— жертвы сексуального насилия и эксплуатации (вовлеченные в занятия проституцией, пострадавшие от траффикинга и/или сексуального насилия);

— обладающие низкой самооценкой;

— обделенные любовью и теплом родных и близких;

— воспитанники детских домов, интернатов, приютов.

   Однако в последнее время приходится слышать о случаях, когда в изготовление порно вовлекаются дети из обеспеченных и внешне благополучных семей, считающие, что участие в порносъемках модно и «круто». К сожалению, подобная «мода» приводит к тому, что подростки сами готовы изготавливать свои «эротические», как они говорят, фотографии и размещать их на своих сайтах или высылать виртуальным друзьям.

   Запись сцен насилия в отношении ребенка дает насильнику власть и контроль. Она оказывает глубокое влияние на ребенка, которое нельзя недооценивать. Она вызывает страх, который затем дает возможность эксплуатировать ребенка многими иными способами. Часто изображение насилия в отношении одного ребенка используются для того, чтобы сломить сопротивление другого ребенка, которого «обхаживают», чтобы в дальнейшем подвергнуть насилию.

   Во  всех  странах  за  производство  и  распространение  детской  порнографии предусмотрена  уголовная  ответственность.  В  Республике  Беларусь  в  Уголовный кодекс в ноябре 2008 года были внесены изменения. В соответствии с изменениями, максимальный  срок  наказания  за  этот  вид  преступления  предусматривает 13  лет лишения свободы (см. Приложение 1, Статьи 343, 3431 УК Республики Беларусь). Ответственность  наступает  с 16  лет.

   Как в реальном мире, в киберпространстве должна быть создана система защиты детей. Новым и эффективным механизмом пресечения насилия в киберпространстве может и должно стать формирование информационной культуры у подростков, обучение их правилам безопасности в киберпространстве. Необходимо также создавать и внедрять обучающие программы для взрослых, включая специалистов.

  С 2006 года представители общественного объединения «Дети — не для насилия» реализуют авторскую программу «Детям — безопасное киберпространство». Вся работа проводится в тесном сотрудничестве с Управлением по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий МВД РБ (Управление «К»). Сегодня эта организация единственная в республике работает по профилактике данной проблемы.

  Работа по предупреждению насилия над детьми в киберпространстве требует согласованных совместных усилий со стороны как государственных, так и общественных структур.

   Советы взрослым по обеспечению безопасности детей в киберпространстве:

   Помните, что запрет на пользование компьютером не даст желаемых результатов.

  • Будьте другом своему ребенку, интересуйтесь его увлечениями и обсуждайте возникающие проблемы.
  • Расспросите ребенка о его «виртуальных друзьях», поинтересуйтесь, для чего он использует Интернет.
  • Объясните ребенку, что не следует высылать виртуальным знакомым свои фотографии и личную информацию.
  • Попросите ребенка рассказывать Вам о любых неприятных ситуациях, связанных с общением в Интернете. Убедите его в том, что Вы не будете сердиться, чтобы не случилось.
  • Установите компьютер в месте, доступном для всех членов семьи.
  • Составьте правила безопасного поведения в Интернете, напишите их на бумаге и прикрепите возле компьютера.

   Помните, что вред, причиняемый детям и подросткам в виртуальной среде или посредством ее, представляет собой акты реального насилия и имеет последствия в реальном мире.

   Буллинг (от англ.) – запугивание, унижение, оскорбление, физический или психологический террор.

   Кибербуллинг – буллинг, осуществляемый в виртуальной среде с помощью интернета и мобильного телефона.

  1. Объясните детям, что при общении в Интернете они должны быть дружелюбными с другими пользователями. Ни в коем случае не стоит писать резкие и оскорбительные слова: читать грубости также неприятно, как и слышать.
  2. Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей. Не нужно общаться с агрессором и тем более пытаться ответить ему тем же. Возможно, стоит вообще покинуть данный ресурс и удалить оттуда свою личную информацию, если не получается решить проблему мирным путём. Лучший способ испортить хулигану его выходку – игнорировать его.
  3. Обратите внимание на психологические особенности подростка. Признаки того, что ребёнок подвергается кибербуллингу, различны, но есть несколько общих моментов:

— у подростка наблюдаются перемены в настроении, поведении, сне и аппетите, симптомы эмоционального дистресса на протяжении и после использования интернета;

— несовершеннолетний прекращает общение с друзьями, избегает школы или школьных компаний, имеет нестабильные оценки и отыгрывает злость в домашней обстановке;

— у ребёнка нет ни одного близкого друга, успешнее он общается со взрослыми, нежели со сверстниками;

— склонен к депрессии.

  1. Если у вас есть информация, что кто-то из друзей или знакомых подростка подвергается буллингу или кибербуллингу, то сообщите об этом администрации школы или психологу.
  2. Объясните детям, что личная информация, которую они выкладывают в Интернете (домашний адрес, номер мобильного или домашнего телефона, адрес электронной почты, личные фотографии), может быть использована агрессорами против них.
  3. Помогите ребёнку найти выход из ситуации: практически на всех форумах и сайтах есть возможность заблокировать обидчика, написать жалобу модератору или администрации сайта, потребовать удаление странички. Большинство социальных сетей и сервисов электронной почты имеют в настройках опцию «заблокировать пользователя» или «занести в чёрный список».
  4. Поддерживайте доверительные отношения с подростком, чтобы вовремя заметить, если в его адрес начнут поступать угрозы или агрессия. Наблюдайте за его настроением во время и после общения с кем-либо в Интернете.
  5. Убедитесь, что оскорбления (буллинг) из сети не перешли в реальную жизнь. Если поступающие угрозы являются достаточно серьёзными, касаются жизни или здоровья ребёнка, а также членов его семьи, то несовершеннолетний имеет право на защиту со стороны правоохранительных органов, а действия обидчиков могут попадать под статьи действия уголовного и административного кодексов о правонарушениях.

  Как помочь молодому пользователю, если он уже столкнулся с какой-либо интернет-угрозой.

  1. Установите положительный эмоциональный контакт с подростком, постарайтесь расположить его к разговору о том, что произошло. Расскажите о своей обеспокоенности тем, что с ним происходит. Ребёнок должен вам доверять и понимать, что вы хотите разобраться в ситуации и помочь ему, но ни в коем случае не наказать.
  2. Если подросток расстроен чем-то увиденным (например, кто-то взломал его профиль в социальной сети) или он попал в неприятную ситуацию (потратил деньги в результате интернет-мошенничества и пр.), постарайтесь его успокоить и вместе разберитесь в ситуации. Выясните, что привело к данному результату – действия самого ребёнка, недостаточность контроля со стороны родителей или незнание несовершеннолетним правил безопасного поведения в Интернете.
  3. Если ситуация связана с насилием в Интернете в отношении ребёнка, то необходимо узнать информацию об обидчике, историю взаимоотношений с ним, выяснить, существует ли договорённость о встрече в реальной жизни и случались ли подобные встречи раньше, получить сведения о том, что известно обидчику о ребёнке (имя, фамилия, адрес, телефон, номер школы и т. д.). Объясните и обсудите, какой опасности может подвергнуться несовершеннолетний при встрече с незнакомцами, особенно без свидетелей.
  4. Соберите наиболее полную информацию о происшествии как со слов подростка, так и с помощью технических средств. Зайдите на страницы сайта, где был молодой человек, посмотрите список его друзей, прочтите сообщения. При необходимости скопируйте и сохраните эту информацию – в дальнейшем она может вам пригодиться при обращении в правоохранительные органы.

Общаясь в сети, дети могут знакомиться, общаться и добавлять в «друзья» совершенно неизвестных им в реальной жизни людей. В таких ситуациях есть опасность разглашения ребёнком личной информации о себе и своей семье. Также юный пользователь рискует подвергнуться оскорблениям, запугиванию и домогательствам. Особенно опасным может стать установление дружеских отношений с ребёнком с целью личной встречи (груминг), вступления с ним в сексуальные отношения, шантажа и эксплуатации. Такие знакомства чаще всего происходят в чате, на форуме или в социальной сети. Общаясь лично («в привате»), злоумышленник, чаще всего представляясь сверстником, входит в доверие к несовершеннолетнему, а затем пытается узнать личную информацию (адрес, телефон и др.) и договориться о встрече. Иногда такие люди выманивают у детей сведения, которыми потом могут шантажировать ребёнка, например, просят прислать личные фотографии или провоцируют на непристойные действия перед вебкамерой.

   Рекомендации по предупреждению встречи подростков с незнакомцами

  1. Поддерживайте доверительные отношения, чтобы всегда быть в курсе, с кем подросток общается в сети. Обратите внимание, кого ребёнок добавляет к себе «в друзья», с кем предпочитает общаться в сети – с ровесниками или с людьми старше себя.
  2. Объясните, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, номер школы и т.д.), а также пересылать виртуальным знакомым свои фотографии и видео.
  3. Нельзя ставить на аватарку или размещать в сети фотографии, по которым можно судить о материальном благосостоянии семьи, а также фотографии других людей без их разрешения.
  4. Объясните, что при общении на ресурсах, требующих регистрации (в чатах, на форумах, через сервисы мгновенного обмена сообщениями, в онлайн-играх), лучше не использовать реальное имя. Помогите несовершеннолетнему выбрать ник, не содержащий никакой личной информации.
  5. Объясните подростку опасность встречи с незнакомыми людьми из Интернета. В сети человек может представиться кем угодно, поэтому на реальную встречу с интернет-другом надо обязательно ходить в сопровождении взрослых или подруги/друга.
  6. Детский познавательный интерес к теме сексуальных отношений между мужчиной и женщиной может активно эксплуатироваться злоумышленниками в Интернете. Постарайтесь поговорить с ребёнком на эту тему. Объясните ему, что нормальные отношения между людьми связаны с доверием, ответственностью и заботой, но в Интернете тема любви часто представляется в неправильной, вульгарной форме. Важно, чтобы подросток был вовлечён в любимое дело, увлекался занятиями, соответствующими его возраста.

 

Китайская притча «Ладная семья»

 

Жила – была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая: мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошёл слух об этой семье до самого владыки этой страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в своей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно не очень силён был в грамоте.

Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: «И всё?»

«Да», - ответил старик: «Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи». И, подумав, добавил: «И мира тоже».

 

ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПРАВИЛА БЛАГОПРИЯТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

РОДИТЕЛЕЙ С РЕБЁНКОМ

  • Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.
  • Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.
  • Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.
  • Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.
  • Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.
  • Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.
  • Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.
  • Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.
  • Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.
  • Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.
  • Признавайте права ребенка на ошибки.
  • Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.
  • Помните! Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.
  • И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда вам будет понятнее, как вести себя с ним.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

 ПО ЭФФЕКТИВНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ДЕТЬМИ

  • Нельзя использовать негативную оценку деятельности ребёнка. Ребёнку нельзя говорить: «Ты не умеешь, ты не можешь…». В этих случаях ребёнок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе.
  • Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребёнка распространялась на его личность. Это блокирует развитие ребёнка и формирует комплекс неполноценности. Невротическое развитие ребёнка начинается с переживания низкой самооценки, вызванной отношением взрослых.
  • Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращённого к ребёнку. Дети реагируют не только на содержание высказывания, но и на эмоциональную окраску, в которой заключено отношение к ребёнку.
  • Недопустимо сравнивать ребёнка (его дела и поступки) с кем-то другим, его нельзя никому противопоставлять, такие сравнения являются, с одной стороны, психотравмирующими, а с другой – они формируют негативизм, эгоизм и зависть.
  • Родители должны создать такую систему взаимоотношений с ребёнком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно (как норму). Лишь в этом случае он сможет нормально реагировать на чужие успехи без снижения самооценки.
  • Главная функция семьи заключается в том, чтобы способность социальной адаптации ребёнка исходила из его возможностей. Родители должны учиться регулировать степень психологической нагрузки на ребёнка, которая не должна превышать его возможностей.
  • В отношениях к ребёнку недопустим резкий переход от только положительных оценок к резко отрицательным, от наказующего тона к ласковому задабриванию.
  • Родители должны развивать контроль за своим общением с детьми, за своими эмоциями и их внешним проявлением.

 

 

Тематическая консультация для родителей и подростков:

«Проведи лето с пользой!»

 

Как провести подростку летние каникулы? Каждый школьник с нетерпением ждет, когда же закончится учебный год и наступит беззаботное лето. С одной стороны – это отличное время для отдыха, когда можно забыть все заботы и ничего не делать. С другой – это шанс спутаться с нехорошей компанией или риск провести отдых впустую у телевизора или компьютера. Чтобы получить максимальную пользу от летних каникул, лучше всего распланировать их, выделив определенные дни для походов, путешествий, помощи родителям или интересному досугу.

Чем заняться подростку летом? Этот вопрос должен решаться всей семьей. Задача взрослых – внести интересные предложения и идеи.

Занятия на свежем воздухе. Лето создано для того, чтобы полностью прочувствовать свободу и сполна насладиться теплом. Этот сезон дарит массу возможностей, которыми обязательно следует воспользоваться. У каждого подростка есть много друзей, которые разделят отдых и помогут провести его весело. Главная цель родителей – внести свою лепту, подать некоторые идеи, которые станут залогом интересного времяпрепровождения. Вот несколько идей мероприятий на теплый сезон:

  • оздоровление;
  • занятия спортом;
  • новое хобби;
  • культурные мероприятия;
  • возможность подзаработать.

Обязательно стоит вырваться в отпуск и сбежать семьей из душного города. Направлений может быть множество: поход в горы, отдых на морском побережье или в лесном палаточном городке. Любой из вариантов поможет вдоволь надышаться свежим воздухом, запастись энергией и здоровьем на следующий год. Если нет возможности поехать отдохнуть всей семьей, можно отправить ребенка в летний лагерь. Это отличная возможность совместить отдых и завести новых друзей. Для многих такие воспоминания являются одними из самых ярких.

Что делать дома? Каникулы радуют не только погожими деньками, но и дождиком. Чтобы сидеть взаперти было не скучно, можно заняться новым делом. Мальчики могут освоить игру на гитаре, попробовать создать свой сайт или начать изучать новый язык. Девочки чаще увлекаются вязанием, бисероплетением, изготовлением игрушек. Плохая погода – это также повод подтянуть учебу, прочитать новую книгу или начать готовиться к поступлению.

Культурно-массовый досуг. Не стоит забывать и о культурном отдыхе. Можно организовать совместный поход родителей с детьми в театр, на выставку или концерт. Можно подарить подростку пару билетов в музей или кино, чтобы ребенок интересно провел время с другом. Каждый возраст диктует свои правила: чем старше становится чадо, тем больше самостоятельности ему хочется. Если поход в музей с родителями может выглядеть скучно и неинтересно, такое же времяпрепровождение с друзьями может показаться увлекательным приключением.

Возможности летнего заработка для подростка. Многие подростки в свободное время хотят подзаработать. Не стоит мешать в этом деле, лучше помочь найти безопасное занятие, которое будет ребенку по силам и принесет доход. Работа для подростков отличается невысоким уровнем сложности и занимает несколько часов в день.  Важно, чтобы у ребенка было достаточно времени на отдых. Как же можно заработать на каникулах? Часто предложения можно встретить на уличных объявлениях. Однако не следует пускать дело на самотек – взрослый должен проверить, насколько безопасна такая деятельность, самостоятельно прозвонить по указанным телефонам, сходить на собеседование вместе. В поисках работы может помочь также интернет или объявления в газетах.

Помогая подростку организовать летние каникулы, главное – не переусердствовать. Можно подтолкнуть его к определенным идеям, сделать предложение, но не навязывать свой сценарий.

 

Советы для родителей о том, как помочь ребенку провести летние каникулы с пользой:

Поговорите со своим ребенком. Спросите о том, что его интересует, ведь порой на разговоры по душам совершенно не хватает времени.

Делайте что-то вместе. Понятно, вы нашли, записали и отправили, допустим, на какие-то курсы. Но сходите вместе на них! Подростку будет приятно с вами куда-нибудь отправиться.

Прислушивайтесь к тому, что говорит ребенок. Не нужно проблемы в отношениях с ним и непонимание сваливать на «переходный возраст», который «потом пройдет». Расскажите ребенку о своем опыте в какой-то сфере. Подросток вам будет больше доверять, понимая, что найдет в вас поддержку. И самое главное – давайте понять то, что вы уважаете выбор и мнение своего чада.

 

9 идей для подростков – что делать летом?

Летняя пора – прекрасная возможность отдохнуть, и заниматься тем, что принесёт тебе искреннее удовольствие.

 

Долой виртуальность, реальный мир ждет тебя! Сейчас самое время для прогулок на свежем воздухе, а если тебе не нравятся пешие прогулки, то можно взять на прокат велосипед, ролики или самокат, если нет своих. Можно проехаться по любимым местам города и познакомится с новыми.

Один за всех и все за одного

Прекрасная пословица и отличная идея – найти летом новые знакомства, если все твои друзья разъехались на летние каникулы. Так ты здорово проведешь время, а новые ребята могут стать и хорошими друзьями в будущем.

Но, как и где найти новых знакомых? Не теряй время, не стесняйся и заводи знакомства на улице, на мероприятиях (это может быть концерт или выставка), можно даже в интернете, а сейчас это стало очень актуально. Но не засиживайся надолго в соцсетях, а то так самое интересное пропустишь. Лучше встретиться с новыми знакомыми в реальной жизни, сейчас как раз больше солнечных дней для прогулок на улице. Только не забывай про безопасность  на первые встречи с интернет-знакомыми лучше все же ходить со своими реальными друзьями, в которых ты уверен.

Что? Где? Когда?

В твоем городе постоянно что-то происходит, начиная от выставок и заканчивая встречами с какими-то интересными личностями. Быстро выбирай то, что тебе нравится, и беги получать новые впечатления.

В здоровом теле – здоровый дух

Очень актуальная и модная тема сейчас. Можешь заниматься спортом как дома, так и в спортзале, если есть возможность. Спорт – это не только отличное упражнение на выносливость, но и для всего твоего организма. Главное – всё в меру.

Кстати, есть множество бесплатных мероприятий, которые можно посетить  выбирай то, что подходит именно тебе. Там обычно собираются очень интересные люди, и проходят такие события в парках. Солнце, тепло, спорт – здорово!

Каникулы – время отдыха

Летние месяцы – это не только солнышко и теплая погода, даже летом может быть непогода. Это не повод для грусти. В это время можно остаться дома, в теплой кроватке и немного полениться, посмотрев какой-нибудь фильм или сериал, который долго был в ящике «потом» и «завтра».

Заняться саморазвитием

Ты знаешь свои слабые места? Может, хочется научиться лучше общаться или стать увереннее? Сейчас можно пройти тренинги и интенсивы по психологии. Кстати, на них можно завести новые знакомства и новых друзей. Ну, а если не получается принять участие в живых мероприятиях, то в интернете есть множество бесплатных видео-уроков, ты не только отдохнешь, но и чему-то научишься и узнаешь много нового.

Попробовать себя в бизнесе

А почему нет? Зарабатывать интересно. Если есть бизнес-идея – можно попробовать. Кстати, есть бизнес курсы для старшеклассников, где расскажут о деньгах и помогут начать или протестировать свою идею. А это – новые знакомства и общение с близкими по духу людьми, интересная компания.

Путешествовать – значит жить

Так говорил Ханс Кристиан Андерсон. Ты думаешь, чтобы путешествовать, надо иметь много средств? Нет, ты можешь начать и с других городов, до которых можно добраться даже на автобусе или поезде. Каждый город хорош, уникален, таинственен, но по-своему. Ведь все начинается с малого, начни и ты, но сначала обсудите все с родителями, они тебе плохого не посоветует, а может даже и компанию составят в таком маленьком, но уже большом путешествии.

А может, лагерь?

Лагерь... это сразу ассоциация: счастье, радость, новые знакомства, солнце и тепло. А сколько сейчас различных лагерей. Если ты чем-то увлекаешься, то можешь постараться и найти для себя понравившийся лагерь. То место, где ты не только отдохнешь, но и наберешься или укрепишь знания в том, что тебе интересно.

Лето – это пора беззаботности, а потому пусть оно таким и запомнится.

 

 

Тематическая консультация для родителей:

«Профилактика жестокого обращения с несовершеннолетними.

Эмоциональное насилие над ребенком: как избежать беды?»

 

Неадекватные родительские установки, унижения, угрозы, желание «переломить» заставляют ребенка жертвовать своими чувствами в угоду ожиданиям родителей. В большинстве случаев у человека, который в детстве подвергался эмоциональному насилию, есть два варианта жизненного сценария: стать потенциальной жертвой или взять на себя роль «силы» и угнетать более слабых, в том числе и своих детей.

 

 

 

Основные виды эмоционального и психологического насилия над детьми:

  • Угрозы, запугивание, шантаж. Угроза отобрать или выкинуть любимую игрушку, запугивание предстоящим наказанием — все это психологическое насилие. Подвергаясь подобному давлению, ребенок теряет чувство защищенности — у него больше нет безопасного места, где он ощущал бы любовь и поддержку. В связи с этим развивается чувство страха быть наказанным за малейшую оплошность или непослушание.
  • Игнорирование, отчужденность. Это, пожалуй, одна из самых жестоких форм эмоционального насилия. Ребенку очень важно чувствовать любовь папы и мамы. И когда родитель его демонстративно игнорирует — не разговаривает, отворачивается или даже отталкивает, отказывается обнимать и целовать — испытывает сильнейший стресс. Он чувствует себя брошенным, ненужным и нелюбимым, и для маленького беззащитного человечка это становится настоящей трагедией.
  • Сравнение с другими детьми, требования, несоответствующие возрасту или возможностям ребенка. Попытки родителей стимулировать свое чадо к достижениям через сравнение с другими детьми — не лучший способ воспитания. Такой подход в большинстве случаев заставляет ребенка почувствовать себя никчемным и опять же ненужным. Ему кажется, что он не достоин любви. Подобные чувства могут возникать у ребенка и в тех случаях, когда перед ним ставятся слишком сложные задачи. Так бывает, когда родители пытаются реализовать через ребенка несбывшиеся мечты, совершенно не учитывая его возраст, личные предпочтения, способности и желания.
  • Невыполнение обещаний, обман. Манипулирование желаниями ребенка, обман ожиданий – это еще одна форма эмоционального насилия. Многие взрослые не осознают этого, когда придумывают искусственные отговорки, чтобы не выполнять обещанное. Такое отношение развивает в ребенке чувство ненужности, поскольку никогда не учитываются его желания, и учит врать. С большой вероятностью ребенок, подрастая, будет применять эту манеру поведения в общении со своими сверстниками.
  • Высмеивание, унижение. Подчеркнутая демонстрация неловкости или неуклюжести ребенка, его неспособности справиться с простым, по мнению взрослых, заданием, наносит серьезную психологическую травму и понижает самооценку. Особенно травматичными являются прилюдные оскорбления. Такое обращение ломает неокрепшую психику ребенка и заставляет его чувствовать себя ущербным.
  • Изоляция ребенка. Запрет на прогулки, на общение с друзьями, отмена кружков и тренировок в качестве наказания – это тоже форма психологического давления. Даже если подобные действия аргументируются как защита от опасностей, они приводят к нарушению психоэмоционального развития ребенка: он теряет возможность приобрести навыки социального общения.
  • Гиперопека. Как ни странно, чрезмерная опека тоже представляет собой одну из форм эмоционального давления. Когда родители полностью лишают ребенка выбора, возможности знакомиться с окружающим миром путем проб и ошибок, принимать самостоятельные решения и проявлять инициативу, они практически подавляют его эмоциональное и психологическое развитие. В результате он становится взрослым, не приспособленным к самостоятельной жизни и полноценной реализации в социуме.

 

Последствия регулярного эмоционального насилия

Чтобы понять масштабы проблемы эмоционального и психологического насилия над детьми, достаточно обратиться к возможным последствиям такого воспитания. Картина вырисовывается совсем не утешительная:

  • заниженная самооценка;
  • отсутствие собственного мнения и подверженность постороннему влиянию;
  • неспособность принимать самостоятельные решения;
  • восприятие психологического насилия как нормы поведения;
  • озлобленность и жестокость по отношению к окружающим;
  • неумение выстраивать взаимоотношения во взрослой жизни;
  • постоянное состояние стресса, страх, ожидание унижений и предательства;
  • суицидные наклонности;
  • проявление жестокости и психологического насилия по отношению к более слабым;
  • склонность к уходу от реальности через зависимости (наркомания, алкоголизм, асоциальный образ жизни, преступная деятельность).

Как избежать эмоционального насилия?

Во-первых, требуется осознание проблемы. Взрослый человек должен прийти к пониманию, что его действия или слова подавляют ребенка, ломают, унижают. Но одного осознания будет недостаточно. Распространенный сценарий развития ситуации: родитель проявляет эмоциональное насилие (например, угрозы о наказании), потом испытывает искреннее раскаянье, даже просит у ребенка прощения и обещает так больше не делать. Но под влиянием стресса, плохого настроения или других факторов начинает вновь манипулировать угрозами. То есть регулярно повторяется схема — «насилие – раскаяние – насилие». Ребенок продолжает любить своих родителей, но в его жизни присутствует постоянный страх — так формируется личность жертвы.

 

Родителям рекомендуется взять на вооружение несколько достаточно простых, но очень важных правил поведения:

  • При каждом желании сорваться и накричать на ребенка, остановитесь и подумайте, что на самом деле стало причиной вашего гнева. Столь ли важна разбитая чашка, или на ваш срыв повлияли неприятности на работе или элементарная усталость?
  • Поощряйте любые успехи ребенка, даже незначительные. Речь идет именно об успехах.
  • Будьте внимательны к словам ребенка.  Если вам кажется, что он, рассказывая что-то, говорит бессмыслицу, не спешите обесценивать его рассказ, а постарайтесь понять.
  • Прислушивайтесь к желаниям и стремлениям ребенка. Это поможет определить его интересы и способности, развить их, что сделает ребенка счастливым.
  • Обязательно проявляйте свою любовь к ребенку. Обнимайте и целуйте его, говорите, как сильно его любите. Наказывая, объясняйте причину, но не объявляйте бойкот.
  • Следите за интонацией: для ребенка очень важно, как разговаривает с ним самый значимый человек.

Задача родителей — вырастить ребенка самостоятельным, всесторонне развитым, адаптированным и полезным для общества. Любая форма насилия негативно отражается на личностном развитии. Постарайтесь поставить себя на место ребенка и представить силу психологического воздействия. Это должно помочь вовремя остановиться, переосмыслить ситуацию и выстроить необходимую линию поведения.

 

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ПРОЕКТ

«РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Требования современной реальности стимулируют педагогов овладевать новейшими педагогическими технологиями для использования их в своей работе, искать эффективные формы взаимодействия с родителями. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.

     Практика показывает, что не все родители имеют достаточный уровень знаний и умений в области воспитания и испытывают трудности в развитии и воспитании ребенка, установлении контактов с детьми. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, часто осуществляют воспитание интуитивно, что, как правило, не приносит позитивных результатов. Не всегда родители понимают своего ребенка. Родители могут слушать, но не слышать ребенка, что приводит к сложностям во взаимоотношениях. В таких семьях часто нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.

         Педагогам, педагогам-психологам, социальным педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. На современном этапе развития связующим звеном между школой и семьей являются специалисты социально-педагогической и психологической службы. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий педагогов и родителей создаст благоприятные условия для развития ребенка.

Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.

Основные задачи Родительского университета:

  • формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
  • формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
  • обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.

Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.

Направления работы Родительского университета:

I. Организационное:

  • формирование очной и дистанционной форм обучения в Родительском университете;
  • разработка «Интернет-сайта родительского университета»;
  • создание в популярных социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook») Интернет-ресурсов для размещения информации о деятельности Родительского университета (анонс предстоящих встреч, новости о прошедших встречах, материалы образовательного характера для родителей и т.д.).

II. Информационно-просветительское:

  • презентация содержания программы и мероприятий Родительского университета;
  • организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:

- правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;

- психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания,  обучения  ребенка;

- гражданское: о путях развития образования, школы.

  • консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам.

III. Содержательное:

  • научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
  • расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом.

Воспитательная деятельность Родительского университета строится:

- на оценке родителями собственного жизненного опыта;

- на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы;

- на стабильном общении детей и их родителей;

- на формировании атмосферы поиска новых знаний;

- на самосовершенствовании родителей через осознание ими индивидуального взгляда на ребёнка;

- на развитии творческих способностей членов семьи;

- на умении видеть результаты развития детей;

- на умении видеть трудности и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха.

Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,

II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.

Предлагаемые направления будут способствовать включению родителей в активное сотрудничество со школой в решении проблем семейного воспитания. Организация взаимодействия с родителями учащихся в рамках Родительского университета позволит объединить усилия родителей, педагогов, педагогов-психологов, педагогов социальных и других специалистов по организации конструктивного диалога в поиске ответов на актуальные вопросы семейного воспитания.

Формы проведения занятий:

  • традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
  • дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, создание и обновление уголка педагога-психолога в каждом классе; привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).

Ожидаемые результаты работы Родительского университета:

- формирование у родителей осознанного отношения к родительству;

- повышение интереса родителей к самообразованию;

- удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;

- повышение уровня педагогической культуры родителей;

- активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;

- развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;

- охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.

Занятия Родительского университета предполагается проводить один раз в четвертьКонсультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком. Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учётом возрастных психологических особенностей учащихся.