РУС БЕЛ ENG

Абитуриенту 2024

 

 

С 9 апреля 2024 года во всех учреждениях высшего образования (УВО) и в Министерстве образования начнут работу «горячие линии» по вопросам организации выпускной и вступительной кампании 2024 года.

Режим работы в будние дни – с 9.00 до 18.00, перерыв на обед – с 13.00 до 14.00

Телефон горячей линии Министерства образования (017) 222 43 12

Телефоны горячих линий УВО >>

 

Абитуриенту 2024. Ссылка на сайт Министерства образования Республики Беларусь

Ссылка: Абитуриенту 2024
 
 
Централизованное тестирование в 2024 году

Спецификация экзаменационной (тестовой) работы по учебному предмету для проведения централизованного экзамена и централизованного тестирования в 2024 году

График проведения централизованного тестирования в 2024 году

Регистрация для участия в централизованном тестировании в 2024 году

Памятка участнику

Положение о централизованном тестировании

 

Учебные пособия для подготовки к централизованному тестированию

Беларуская літаратура:

Русский язык:

Русская литература:

Английский язык:

  •  

История Беларуси:

Математика:

Алгебра:

Геометрия:

География:

Биология:

Химия:

Физика:

Дополнительные материалы для подготовки к экзаменам:

Порядок участия во вступительной компании отдельных категорий учащихся

Категория выпускников XI классов

Варианты прохождения итоговой аттестации

Варианты участие во вступительной кампании в УВО

Победители заключительного этапа республиканской олимпиады (дипломы I, II, III степени) по учебным предметам

Освобождение от 2-х ЦЭ (в аттестат об общем среднем образовании: 10 баллов по учебному предмету, по которому стал победителем, годовая отметка по второму предмету)

– зачисление без вступительных испытаний при поступлении на специальности, для которых данный предмет определен предметом профильного испытания, за исключением специальностей «Международные отношения», «Международное право», «Правоведение», «Экономическое право», «Государственное управление и право», «Лингвострановедение»;

– зачисление без вступительных испытаний при поступлении на группы специальностей «Математические науки и информатика», «Физические науки» и профиль образования «Техника и технологии» победителей заключительного этапа республиканской олимпиады по информатике и астрономии

– участие в 3-х ЦТ и поступление на любую специальность

Победители заключительного этапа республиканской олимпиады (дипломы I, II, III степени) по учебным предметам

Освобождение от 2-х ЦЭ (в аттестат об общем среднем образовании: 10 баллов по учебному предмету, по которому стал победителем, годовая отметка по второму предмету)

– выставляется 100 баллов по соответствующему предмету;

– выставляется 100 баллов по учебному предмету «История Беларуси» или «Всемирная история (новейшее время)» (по выбору абитуриента), победителям олимпиады по истории;

– выставляется 100 баллов по учебному предмету «Физика», победителям олимпиады по информатике и астрономии;

– выставляется 100 баллов по учебному предмету «Белорусский язык» или «Русский язык» соответственно, победителям олимпиады по белорусскому языку и литературе и русскому языку и литературе;

– участие в 3-х ЦТ и поступление на любую специальность

Победители (дипломы I, II, III степени) третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады по учебным предметам

 

Освобождение от ЦЭ по учебному предмету, по которому стал победителем (10 баллов в аттестат об общем среднем образовании)

– зачисление без вступительных испытаний при поступлении на педагогические специальности, перечень которых устанавливается Министерством образования и для которых данный учебный предмет определен предметом профильного испытания;

– зачисление без вступительных испытаний при поступлении на наиболее востребованные экономикой специальности;

– зачисление без вступительных испытаний при поступлении в УВО, за исключением расположенных на территории г. Минска, на специальности, для которых данный учебный предмет определен предметом профильного испытания, за исключением специальностей «Международные отношения», «Международное право», «Правоведение», «Экономическое право», «Государственное управление и право», «Лингвострановедение»;

– участие в 2-х ЦТ

Победители (диплом I степени) третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады по учебным предметам

Освобождение от ЦЭ по учебному предмету, по которому стал победителем (10 баллов в аттестат об общем среднем образовании)

– выставляется 100 баллов по соответствующему предмету;

– выставляется 100 баллов по учебному предмету «История Беларуси» или «Всемирная история (новейшее время)» (по выбору абитуриента), победителям олимпиады по истории;

– выставляется 100 баллов по учебному предмету «Физика», победителям олимпиады по информатике и астрономии;

– выставляется 100 баллов по учебному предмету «Белорусский язык» или «Русский язык» соответственно, победителям олимпиады по белорусскому языку и литературе и русскому языку и литературе;

– прохождение ЦТ по 2-м предметам

Победители (дипломы I, II, III степени) заключительного и третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады по учебным предметам

Участие в ЦЭ по 2-м предметам (в аттестат выставляется средняя арифметическая между годовой отметкой и отметкой, полученной на ЦЭ)

– участие в ЦТ по 1-му предмету и зачисление по конкурсу на выбранную специальность и льготы, предусмотренные выше остаются

Учащиеся, обучающиеся на дому в 2023 году

Освобождение от 2-х ЦЭ (годовая отметка в аттестат об общем среднем образовании)

– участие в ЦТ в 2023 году не предусмотрено

Участие в ЦЭ по 2-м предметам

– участие в ЦТ по 1-му предмету

Учащиеся с нарушением слуха, зрения, функций опорно-двигательного аппарата

Участие в ЦЭ по 2-м предметам

– участие в ЦТ по 1-му предмету

Выпускные экзамены в учреждении образования по 2-м предметам

– внутренние испытания в учреждениях высшего образования

Учащиеся, содержащиеся под стражей, учащиеся, обучающиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях, в государственных учреждениях образования (филиалах государственных учреждений образования), находящихся на территории исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы МВД

Участие в ЦЭ по 2-м предметам

или

Выпускные экзамены в учреждении образования по 2-м предметам

– участие в ЦТ по 1-му предмету

 

– участие в ЦТ по 3-м предметам

 

Изменения в Правила приема! 

БОЛЬШЕ ЛЬГОТ ДЛЯ ТАЛАНТЛИВЫХ И МОТИВИРОВАННЫХ АБИТУРИЕНТОВ: ЧТО НОВОГО В ПРАВИЛАХ ПРИЕМА В ВУЗЫ

Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко подписал Указ, которым корректируются Правила приема лиц для получения высшего и среднего специального образования. Министерством образования Республики Беларусь проведена большая работа по итогам вступительной компании прошлого года, отмечены положительные стороны введенных изменений, актуализированы Правила приема.
Следует отметить, что Правила приема прошлого года практически остались без изменений, внесены лишь незначительные корректировки и дополнения, которые способствовали и будут способствовать дальнейшему созданию справедливых, равных и прозрачных условий для поступления абитуриентов:
• изменение сроков регистрации на ЦТ – с 9 по 22 апреля;
• проведение ЦЭ и ЦТ в единые сроки для всех выпускников текущего и прошлых лет: 27 мая (ЦЭ и ЦТ по предмету на выбор), 30 мая (ЦЭ и ЦТ по белорусскому или русскому языку); 3 июня, 6 июня (ЦТ по предмету на выбор);
• возможность поступления без вступительных испытаний лиц, имеющих золотую (серебряную) медаль или диплом о среднем специальном или профессионально-техническом образовании с отличием в региональные УВО (за исключением специальностей профиля образования "Здравоохранение", специальностей "Международные отношения", "Международное право", "Правоведение", "Экономическое право", "Государственное управление и право", "Востоковедение", а также специальностей, дисциплинами профильных испытаний которых являются "Творчество", "Физическая культура и спорт"). В УВО, расположенные в г. Минске – на наиболее востребованные экономикой специальности;
• повышение статуса абитуриентов-выпускников Национального детского технопарка и расширение перечня специальностей для поступления без вступительных испытаний;
• расширение возможностей для поступления в специализированные УВО выпускников профильных классов военно-патриотической направленности и военно-патриотических клубов;
• введение для абитуриентов-целевиков нижнего порога среднего балла аттестата не ниже 7,0 (за исключением наиболее востребованных экономикой специальностей);
• возможность поступления абитуриентов на условиях целевой подготовки по конкурсу среди отдельных организаций-заказчиков, если конкурс по специальности в целом не состоялся;
• возможность поступления абитуриентов на общих основаниях с установлением для них квоты не менее 20% от плана набора (по медицинским специальностям – не менее 10%).
В новой редакции Правил приема сохранены следующие нормы:
• зачисление без вступительных испытаний победителей региональных университетских олимпиад и увеличение перечня специальностей;
• прием документов, проведение внутренних вступительных испытаний и зачисление в УВО абитуриентов-целевиков и победителей региональных университетских олимпиад в отдельный этап приемной кампании (планируется с 27 июня по 12 июля);
• зачисление выпускников всех лицеев при УВО (БГУ, БНТУ, ВГУ, БРУ, ПолесГУ) без вступительных испытаний при наличии отметок не ниже 9 баллов по профильным предметам и не ниже 8 баллов по всем остальным учебным предметам;
•  возможность поступления в УВО без вступительных испытаний различным категориям одаренных, талантливых и мотивированных абитуриентов.

 

Изменились сроки вступительной кампании в колледжах

Министерство образования подготовило Постановление, которое корректирует сроки проведения вступительной кампании для получения среднего специального образования.

❗️Какие сейчас сроки приема документов?

💼 После 9 класса:

🔸 На дневную бюджетную форму — с 20 июля по 3 августа (без изменений). Сроки зачисления — по 6 августа (было по 10 августа).

🔸 На дневную платную форму — с 20 июля по 13 августа (было по 14 августа). Сроки зачисления — по 15 августа (было по 16 августа).

🔸 На дневную платную форму, на специальности, по которым необходимо сдавать вступительное испытание, — с 20 июля по 3 августа (без изменений). Сроки зачисления как на бюджетную, так и на платную формы на такие специальности — по 10 августа.

💼 После 11 класса, профтеха:

🔹 На дневную, вечернюю, дистанционную, заочную формы за счет бюджетных средств — с 20 июля по 6 августа (было по 12 августа). Сроки зачисления — по 8 августа (было по 16 августа).

🔹 На дневную, вечернюю, дистанционную, заочную формы на платной основе — с 20 июля по 13 августа (было по 20 августа). Сроки зачисления — по 15 августа (было по 21 августа).

🔹 На дневную, вечернюю, дистанционную, заочную формы на платной основе, на специальности, по которым необходимо сдавать вступительное испытание, — с 20 июля по 6 августа (было по 12 августа). Сроки зачисления как на бюджетную, так и на платную формы на такие специальности — по 11 августа.

💼 Что еще важного есть в Постановлении?

🔺 Не изменились сроки приема документов по специальностям направлений образования «Сельское хозяйство», «Ветеринария» — с 15 октября по 30 ноября.

🔺 Изменились сроки проведения вступительных испытаний для поступающих в колледжи после 11 класса и профтеха — с 7 по 9 августа (было с 13 по 15 августа).

🔺 Изменились сроки информирования абитуриентов о наличии вакантных мест в учебных группах, сформированных на основе общего базового образования в году, предшествующем году приема — с 20 июля по 13 августа (было по 19 августа).

🔺 Изменились сроки информирования абитуриентов после 11 класса и профтеха о наличии вакантных мест — по 12 августа (было по 17 августа).

🔺 Изменились сроки зачисления абитуриентов, поступающих в результате дополнительного набора: после 9 класса — по 12 августа (было по 13 августа); после 11 класса и профтеха — по 13 августа (было по 19 августа); по специальностям направлений образования «Сельское хозяйство», «Ветеринария» — по 12 декабря (было по 13 декабря).

🔺 Проводить дополнительный набор теперь можно даже если количество вакантных мест на отдельные специальности составляет более 20% от планируемого приема за счет средств бюджета. Для этого колледжам необходимо согласовать с учредителем решение о возможности установления меньшей наполняемости учебной группы на момент ее формирования.

 

Перечень высших учебных заведений Республики Беларуси со ссылками на официальные сайты

 

Белоруcский Государственный Университет Транспорта БелГУТ
Мозырьский государственный педагогический университет имени И.П.Шамякина МГПУ
Гомельский инженерный институт МЧС Республики Беларусь ГИИ 
Витебский государственный университет имени П.М.Машерова ВГУ
Гомельский государственный технический университет имени П.О.Сухого ГГТУ
Витебская государственная академия ветеринарной медицины ВГАВМ
Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь АМВД
Могилёвский государственный университет имени А.А.Кулешова МГУ
Минский университет управления МУУ
Гомельский государственный университет имени Ф.Скорины ГГУ
Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники БГУИиР
Могилёвский государственный университет продовольствия МГУП
Командно-инженерный институт МЧС Республики Беларусь КИИ
Полоцкий государственный университет ПГУ
Барановичский государственный университет БГУ
Белорусский государственный аграрный технический университет БГАТУ
Минский государственный лингвистический университет МГЛУ
Полесский государственный университет ПГУ
Белорусский государственный педагогический университет имени М.Танка БГПУ
Витебский государственный технологический университет ВГТУ
Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина БГУ
Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации БТЭУ
Белорусский государственный медицинский университет БГМУ
Гомельский государственный медицинский университет ГГМУ
БИП - институт правоведения БИП
Академия управления при Президенте Республики Беларусь АУ
Белорусский государственный университет БГУ
Гродненский государственный медицинский университет ГГМУ
Гродненский государственный аграрный университет ГГАУ
Витебский государственный медицинский университет ВГМУ
Белорусская медицинская академия последипломного образования БМАПО
Институт повышения квалификации и переподготовки кадров ИПКиПК
Гродненский государственный университет имени Я.Купалы ГрГУ

 

ПОСТУПАЮЩИХ В 2024 ГОДУ ЖДУТ ИЗМЕНЕНИЯ

  • Формат вступительных экзаменов в вузы и колледжи не изменится. Поступающим, как и в 2023 году, надо будет написать ЦЭ и ЦТ и/или сдать внутренние экзамены в вузе.
    Таблицы соответствия первичных и тестовых баллов централизованного тестирования (ЦТ) и централизованного экзамена (ЦЭ) меняться в 2024 году не будут, их можно увидеть в открытом доступе на сайте РИКЗ.
  • В 2024 году каждый участник ЦЭ/ЦТ сможет увидеть на сайте РИКЗ размещенную в личном кабинете копию собственной работы. К моменту выдачи сертификатов все желающие смогут проверить правильность своих ответов.
  • Вводится минимальный балл для поступающих по целевым направлениям — от 7 баллов по всем предметам.
  • Изменятся сроки регистрации на ЦТ, она пройдет с 9 по 22 апреля, а не с 10 мая, как это было в предыдущие годы.
  • Внутренние вступительные испытания и зачисление в вузы целевиков состоятся в начале июля. Это сделано специально, чтобы выпускники школ и колледжей, желающие поступить в вуз по целевому набору, смогли спокойно получить аттестаты и дипломы об окончании.
  • Медалисты смогут поступать без экзаменов на все специальности в любые региональные вузы, в столичные же вузы — только на наиболее востребованные экономикой специальности (список).
  • Выпускники колледжей с красным дипломом также смогут поступать без экзаменов по своему профилю.

 

Как не ошибиться в выборе профессии?

Сегодня никого не нужно убеждать в том, что от того, насколько правильно мы выберем где, кем и как работать, зависит очень многое. Это и удовлетворённость работой, и количество зарабатываемых денег, и здоровье, а также общее жизненное благополучие. Сегодня никому не нужно доказывать, что необходимо очень серьезно отнестись к этому выбору: учесть все нюансы, рационально и осознанно взвесить все «за» и «против».

Несмотря на понимание важности такого выбора, многие из нас принимают это стратегическое и «судьбоносное» решение наобум, поспешно, поддавшись сиюминутным настроениям или моде. Выбирают по схеме «как все». Выбирают по пути наименьшего сопротивления, то, что проще, или то, где есть подстраховка. Выбирают неосознанно, без понимания и учёта своих природных склонностей, интересов и способностей. И, как результат - оказывается, что это совершенно не то, что нужно, и совсем не то, что хочется.

Как часто вы слышите от близких и дальних знакомых: «Как достала эта работа», «Неинтересно», «Надоело», «Душа не лежит»?

Всех этих вопросов можно было избежать, ведь они - последствия необдуманных решений о выборе работы.

На что же стоит обратить внимание и что необходимо обязательно учесть, для того, чтобы выбрать себе занятие-профессию осознанно и правильно, профессию, в которой вы будете реализованы, успешны, которая будет приносить вам удовлетворение?

1. Отношение к выбору профессии как к неизменному

В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени. Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор профессии сейчас, в 11 классе, фатальным образом определит всю Вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей...

2. Бытующие мнения о престижности профессии

В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными. Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться - но после учета Ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть (если будете) "модной", но не приносящей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окажетесь непригодны к выполнению основных рабочих функций...

3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать).

Профессию мы выбираем по своему "вкусу" и "размеру" так же, как одежду и обувь. Чувство группы, ориентация на сверстников - очень позитивные особенности ребят твоего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа "Я" и самооценки. Поэтому оглядывайся на других, СРАВНИВАЯ (себя с друзьями), а не слепо повторяя. Старайся увидеть, чем ты отличаешься от товарищей - и в чем вы сходны. Это поможет понять, что если Вася идет на пожарника (а он - рискованный человек), тебе эта профессия может не понравиться (ты ведь очень осторожный и рассудительный).

4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию.

При выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.

Часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира - спортсмена, политика, журналиста, артиста.

Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.

За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах - чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое, к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).

5. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий.

Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много - переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят. Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий. Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием ("русский язык и литература", "иностранный язык" в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и секретарем-референтом. Тем более имей ввиду, что профессий существует больше, чем школьных предметов. Можно стать юристом, маркетологом, аппаратчиком. Профессии обычно могут быть ассоциированы с несколькими школьными предметами (обычно соответствуют вступительным экзаменам в ВУЗ при поступлении на эту специальность). Скажем, будущему экономисту в школе может нравиться одновременно и математика, и география.

6. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства

Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда.  (А компьютер внедряется абсолютно все сферы деятельности).

7. Неумение/ нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях)

Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи. Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако имей ввиду, что среди них много непрофессиональных, так что относить критически как к результатам тестов, так и к тому, что пишут в психологических книжках. Задача популярных тестов - активизация деятельности по самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача тебе готового ответа на вопрос о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой ты.

8. Незнание / недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии

Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить твоё состояние здоровья.

Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Компьютерщики сильно напрягают глаза, а летчики - сердце...

Для того  чтобы выбор будущей работы был максимально сознанным, вам необходимо обстоятельно проанализировать три основных фактора:

  • Хочу. Это то, к чему вас влекут ваши интересы, желания и потребности;
  • Могу. Это ваши способности, а также физические и психологические ресурсы;
  • Надо. Спрос на рынке труда и востребованность ваших актуальных (или будущих) профессиональных знаний и умений.

В результате таких раздумий (проведённых самостоятельно или с помощью специалиста) вам нужно найти условную точку пересечения этих трёх факторов (на рисунке она названа просто - «Успех»). Именно там находится максимально подходящая для вас профессиональная сфера (профессия, род деятельности, дело). Это профессия, где вы будете успешны и реализованы; это та работа, которую вы будете любить и выполнять с удовольствием.

Для того чтобы «попасть» именно в такую профессиональную сферу, нам крайне необходимо знать о себе две вещи: что меня больше всего интересует и насколько у меня хватит сил и способностей этим профессионально заниматься. Если мы такой информацией о себе не владеем, осознанный выбор буде сделать крайне затруднительно.

Понять, чего я ХОЧУ

Для того чтобы правильно выбрать профессию, необходимо хорошо знать и понимать свои мотивы, потребности и интересы.  Идеальная работа - та, которая полностью им соответствует; т.е. наши потребности и мотивы полностью в ней удовлетворяются и реализуются. Но среди всего разнообразия наших потребностей-мотивов есть один, на который нам необходимо обратить пристальное внимание в первую очередь. Из всех он наиболее важен для правильного профессионального выбора.  

Имя ему - ИНТЕРЕС. Почему интерес? Потому что, когда занимаешься тем, что по-настоящему интересно:

  • не надо себя заставлять это делать;
  • очень быстро и эффективно обучаешься;
  • максимально производителен;
  • к работе относишься и подходишь творчески;
  • и, наконец, получаешь удовольствие от того, что делаешь.

Поэтому, если вы хотите выбрать ту профессию, в которой добьётесь успеха, и которая будет приносить удовлетворение, крайне необходимо всё-таки разобраться, что по-настоящему интересно, и к чему этот интерес вас влечёт.  Для этого попробуйте ответить для себя на следующие вопросы:

  • Что вам в этой жизни по-настоящему интересно?
  • Что вы делаете по жизни с увлечением и удовольствием?
  • Какая деятельность вас воодушевляет и «окрыляет»?
  • В каком деле вы проявляете и чувствуете себя увлечённым энтузиастом?

Профессиональные психологи, оказывая помощь в выборе профессии, для прояснения профессиональных интересов клиента часто задают простой, но очень информативный вопрос: 

Чем бы вы занимались, что бы делали, если бы были избавлены от необходимости зарабатывать деньги?

Многие люди теряются, когда им задаёшь такой вопрос. Другие, быстро не задумываясь, отвечают: «Я бы развлекался или путешествовал». Отвечая себе на этот вопрос, очень важно понимать, что он не об отдыхе, а о продуктивной деятельности, в которой присутствуют цель и реальный ощутимый результат ваших усилий. Подумайте и попробуйте ответить на это вопрос.

Вы, кстати, никогда не задумывались, почему одно занятие мы воспринимаем как интересное и увлекательное, к которому стремимся всем своим естеством, а другое - как скучное и «нудное»? Почему вообще нам бывает что-то делать интересно, а что-то скучно?

Всё достаточно просто. Интересная для нас работа - та, благодаря которой мы реализуем и развиваем свои способности и таланты. Неинтересная работа - где этого не происходит, а наши способности «простаивают» и не реализуются. Интересное, увлекательное дело – это очень вкусная и полезная «еда» для нашей потребности в саморазвитии и самореализации, благодаря которому эта наша потребность полностью насыщается. То есть, наше переживание интереса к какой-либо деятельности - это указатель направления движения, который показывает, в какую сторону нам двигаться, если мы хотим личностно расти и профессионально развиваться. А удовольствие от работы и профессиональные успехи - это приятные и полезные «бонусы» такого движения-следования за указателем «Это ИНТЕРЕСНО!».

Люди, полностью ведомые своим интересом - самые счастливые и, часто, вполне успешные и состоятельные люди. «Лучшая работа - это высокооплачиваемое хобби!» - таков профессиональный девиз увлечённых работой энтузиастов. Известный американский консультант и писатель-публицист Дейл Карнеги как-то написал: «Единственный известный мне способ стать состоятельным человеком - это заниматься тем, что тебе интересно и доставляет удовольствие». Спорить с ним трудно.

Ещё один важный момент. Как бы нам ни была интересна наша работа или профессия, рано или поздно наступает момент, когда она перестаёт насыщать нашу потребность в развитии, и наш интерес к ней угасает. Это значит, что наша работа-профессия попросту исчерпала для нас свой развивающий потенциал.

Это абсолютно нормальная и типичная ситуация для большинства людей. Есть данные, что такое происходит с частотой один раз в 5-7 лет. Не случайно многие специалисты по карьере рекомендуют менять место работы или род деятельности именно с такой частотой.

Будете ли вы следовать за своим новыми интересом и менять свою профессию или продолжите заниматься старой, пытаясь находить в ней для себя новый интерес – это только ваш выбор.

Разобраться, что я МОГУ

Интерес, увлечённость и энтузиазм – это, конечно, очень хорошо, но как насчёт способностей и психологических ресурсов? В достаточном ли они у вас качестве и количестве, чтобы вы были продуктивны и успешны в избранном профессиональном направлении? Наличие у нас определённых способностей и психологические ресурсов, необходимых для успешной работы - это второй фактор, который необходимо обязательно учитывать, если мы хотим сделать правильный и осознанный выбор. Просто интереса и увлечённости, к сожалению, иногда бывает недостаточно.

У каждой работы есть свои нюансы, а потому - подойдет она не каждому

У каждой профессии есть свой список пунктиков-требований, которые она предъявляет, человеку, решившему ей заняться.  Этот список носит специальное название - профессиограмма. Это, по сути, психологический портрет профессии, который состоит из перечня определённых способностей и психологических качеств, необходимых для её успешного освоения. Без наличия у нас этих качеств, добиваться профессионального успеха в выбранном направлении будет гораздо труднее.  Вот несколько примеров:

  • Если вы хотите быть профессиональным музыкантом, у вас должна быть развита способность точно и тонко различать и дифференцировать звуки разной частоты (ноты разной высоты). Это то, что называют музыкальным слухом. Если ваше ухо не различает двух звуков разной частоты (а очень многие люди этого сделать не могут), вы никогда не сможете стать успешным профессиональным музыкантом, как бы вам этого не хотелось.
  • Если вы хотите стать профессиональным спортсменом, у вас должна быть развит сенсорно-моторный интеллект - способность к построению и координации движений. Есть люди, у которых данная способность от природы развита слабо. На бытовом или любительском уровне они со спортивно-двигательными задачами худо-бедно справляются, но успешными профессиональными спортсменами станут вряд ли.
  • Если вы хотите стать профессиональным политиком или руководителем, вы должны быть выраженным экстравертом – быть направленным на активное взаимодействие с миром и людьми. Если желание активно взаимодействовать с миром и людьми у вас возникает не часто, и вы делаете это только в случаях крайней необходимости, скорее всего, вам будет тяжеловато оказывать постоянное влияние/давление на людей и завоёвывать своё место под солнцем в этих сферах.

Необходимо понимать, что любая способность и  психологическое качество являются результатом взаимодействия наших врождённых («заданных» генами) задатков со средой: воспитанием, обучением, другими воздействиями.

Иногда решающую роль в уровне развития той или иной способности играют гены, как в случае слуха: от природы либо дано, либо не дано, и ничего не поделаешь.  Иногда, наоборот, - решающее значение имеет средовое влияние, как, например, в случае с креативностью (способностью к творчеству), которая абсолютно не зависит от наследственности и является на 100% приобретённой и развиваемой способностью. Но чаще всего гены и среда «делят» нашу способность в определённых пропорциях, как в случае с интеллектом – способностью к решению мыслительных задач.

Наш уровень интеллекта где-то примерно на 75% зависит от генов и на 25% зависит от средового влияния: окружения, обучения, воспитания. Такой «средовой зазор» в 25%, на самом деле, очень хорошая новость для нас. Это значит, что мы можем своими силами «подтягивать», развивать нашу способность, разумеется, до определённого предела. Т.е. имея средний уровень интеллекта, скорее всего выдающимся мыслителем, учёным или шахматистом вы и не станете, но вполне можете своими силами «подтянуть» его до вполне достойного уровня «выше среднего».

Если определить свои интересы можно, в принципе, собственными силами, то выявить уровень развития своих способностей и степень выраженности психологических качеств гораздо труднее. Но это тоже необходимо сделать, даже если для этого понадобиться помощь профессионального психолога.

Знание своих «сильных» и «слабых» сторон - очень важная и полезная для нас информация. Помимо того, что она повышает осознанность нашего профессионального выбора, она ещё даёт возможность спрогнозировать определённые преграды и трудности на пути нашей профессиональной карьеры. А значит - даёт возможность продумать и спланировать, как их обойти или с ними справиться.