РУС БЕЛ ENG

Единый урок, посвященный 80-летию трагедии в д. Ола́ «Ола́ – сестра Хатыни»

11.01.2024

С целью углубления знаний учащихся об историческом прошлом белорусского народа, формирования представлений о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны в  государственном учреждении образования "Средняя школа №21 г.Орши" 12 января 2024 года будет проведен единый урок, посвященный 80-летию трагедии в д. Ола́, «Ола́ – сестра Хатыни».

Примерная матрица единого урока, посвященного 80-летию трагедии в д. Ола́, размещена на национальном образовательном порталеhttps://vospitanie.adu.by/ Главная / Единые уроки. Уроки Памяти.

При подготовке единого урока целесообразно использовать матрицу, подготовленную Национальным институтом образования.

ВИДЕО:   «Мемориальный комплекс ОЛА» 

Карта сожженных деревень на территории Беларуси (по материалам уголовного дела о геноциде белорусского народа)                 

Ола – самая трагическая деревня Беларуси. Находилась в Гомельской области, Светлогорский район.

Здесь по-кладбищенски тихо и тревожно. Осиротевшие яблони, сливы и груши, выросшие из корней когда-то сожженных деревьев. Кое-где едва заметные обугленные у самых фундаментов остатки изб… Вот уже более 80 лет в этой некогда уютной красивой деревне Ола никто не живет. Сожгли ее фашисты вместе с жителями и теми, кто искал здесь спасения от них, уйдя из соседних деревень – Здудичей, Чирковичей, Рудни, Искры, Коротковичей, Мормаля… Надеялись укрыться в ней, со всех сторон окруженной лесами и болотами. Ведь до освобождения оставалось менее полугода. Дружно ютились в хатах, а то и вовсе в землянках, куренях, сараях… Почти две тысячи стариков, женщин, подростков и детей, заживо сожженных или погибших под пулями карателей 14 января 1944 года.

Ола – это 12 Хатыней!

Деревню Олу сожгли всю, дотла. Не пощадили и младенцев. 950 детских душ уничтожили…

14 января 1944 года в 6 часов утра деревню со всех сторон окружил немецкий карательный отряд. Под предупреждающие выстрелы и подгоняющий лай собак всех, будто бы для регистрации, согнали в большой колхозный сарай. Пытавшиеся бежать падали, скошенные автоматными очередями. Тех, кто прятался в землянках и ямах, находили собаки. Из сарая забирали отдельными группами, заявляя при этом, что будут автомашинами отвозить в тыл, а отводили в другой конец деревни, заталкивали в дома, которые обливали горючей жидкостью и поджигали.

Сельчане гибли от огня и взрывов гранат, летящих в окна и двери. Стариков и детей живыми бросали в огонь, а тех, кто выбегал из пламени, убивали. Спастись из этого фашистского ада не удалось почти никому. Среди тех, кому посчастливилось, – Ольга Курлович с малолетним сыном, притворившаяся мертвой меж трупов, и Артем Устименко, который за несколько минут до расправы через потайной ход, что вел с печи на потолок, вылез во двор и дополз до леса. Его хата стояла у самого сосняка, и ему удалось выбраться из деревни. Кондрат Зыкун с дочерью и Александр Зыкун спрятались в лесу. Вырвались из огня Андрей Зыкун, Тарас Колеснев.

После Великой Отечественной войны там, где была деревня, остались пепелища, а на окраине – общая могила, отмеченная теперь памятным камнем и Поклонным крестом, – немая свидетельница трагедии, случившейся 14 января 1944 года.

В мае 2020 года торжественно открыт мемориальный комплекс на месте деревни.